Бханте Топпер Панньяавудхо

25-08-2020, 16:14 | Духовность

Элисту по праву называют столицей европейского буддизма. Здесь построен самый большой буддийский храм в Европе. Ежегодно в Калмыкию приезжает огромное количество единоверцев из России и разных уголков мира. В их числе как миряне, так и монахи. Чтобы своими глазами увидеть, как живут европейские буддисты, как им удалось сохранить древнее Учение, поклониться святым местам. В 2016 году мне довелось познакомиться с буддийским монахом из Санкт-Петербурга бханте Топпер Панньяавудхо. Бханте – так в странах Юго-Восточной Азии почтительно обращаются к монахам. Свое мирское имя он назвать не захотел, в этом году ему исполнилось 45 лет, о том, как уроженец Северной столицы пришел к буддизму и сколько раз побывал в Калмыкии, он рассказал во время нашей беседы.
Впервые про буддизм он услышал где-то в 1982 году, так как в то время в новостях промелькнула информация о приезде Его Святейшества Далай-ламы XIV в СССР, и солдат, служивший у его отца, по всей видимости, калмык, рассказал ему про Далай-ламу, а отец поведал своему сыну.
Потом, в раннем подростковом возрасте, юноша читал всё, что можно было найти в СССР о буддизме, и ему понравилось. Но интерес, конечно, ещё не был глубоким. Настоящий духовный поиск начался у него, как и у многих молодых людей, уже в девяностые годы.
Закончился этот поиск приходом молодого человека в буддизм. Так как он жил в Санкт-Петербурге, то, конечно же, пришёл в Санкт-Петербургский дацан, который в 1915 году построили буряты и калмыки. Как он вспоминает, там ему посчастливилось встретиться на лекции с буддийским, русскоговорящим монахом из Шри-Ланки Паллеканде Ратанасарой Анунаикатхерой. После этого они стали поддерживать контакты. Среди его знакомых монахов – Саду Ратанасара, с которым он общается более двадцати лет. Кстати, Ратанасара нередко приезжает к нам, в Калмыкию, и курирует ланкийских монахов, которые учатся в КалмГУ. В дальнейшем интерес молодого человека постепенно сфокусировался на тхераваде, и в 2007 году он постригся в монахи в Таиланде, Топпер живет в Санкт-Петербурге, занимается общиной и буддийским центром. Община у него небольшая. Сам бханте Топпер ведет курс лекций для новичков, интересующихся буддизмом. Что характерно, приходят к ним не только молодые, как это обычно бывает, но и люди среднего возраста. Сейчас из-за пандемии коронавируса община временно закрылась, но в планах – возобновить работу после того, как эпидемия окончательно сойдёт на нет.
Впервые в Калмыкию бханте Топпер приехал в 2014 году, на празднование Весак ( калм. Үрс Сар) по приглашению местной группы последователей тхеревады (тхеревадинов).
Как он сам признается, появление этой группы - интересная для него история, так как за пару лет до того он и представить себе не мог, что в Калмыкии, где на протяжении не одного столетия население традиционно исповедует тибетский буддизм (школа гелуг), возникнет группа интересующихся тхеравадой.
А произошло это по причине подорожания учёбы в Университете Дружбы народов в Москве. В результате монах из Шри-Ланки, бханте Ньянасиха Ракване, приехал доучиваться в столицу Калмыкии в Элисту. А так как он не только замечательный монах, но и человек очень светлый, то неудивительно, что вокруг него сложилась община учеников из самой Калмыкии. Позже, по примеру бханте Ньянасихи, в КалмГУ приехали учиться ещё несколько монахов из Шри-Ланки, и в результате в городе сложилась небольшая, но весьма душевная группа буддистов-тхеравадинов. Вот они-то и пригласили бханте Топпера в первый раз в Калмыкию. В общей сложности в нашей республике ему удалось побывать четыре раза.
Он неоднократно слышал про невыносимую жару летом, доходящую до 45 – 47 градусов и выжженную солнцем степь, но ему повезло. Его приезды выпадали на лучшее время в Калмыкии, весну или раннее лето. Поэтому в его памяти Калмыкия – это необъятные просторы, широкая, зелёная степь с тюльпанами и красивыми холмами. Тюльпанов на самом деле он видел не очень много, так как ему объяснили, что овцы все тюльпаны потоптали, а на фестиваль цветов в степь он так и не доехал.
Бывал, в основном, как говорилось ранее, на праздновании Весака, а в 2015 году случилось так, что из-за визовых проблем на праздник не успели приехать большие монахи из Шри-Ланки, и ему пришлось выступить старшим монахом: участвовать в освящении земли под строительство буддийской ступы на территории бывшей холерной станции.
Приезжал он также со своими друзьями из Великого Новгорода: известным в нашей республике любовью к исполнению эпоса «Джангар» Сергеем Зубаревым и Андреем Николаевым, которые в составе группы «Сойма» выступали на заключительном гала-концерте, организованном Центральным хурулом по поводу окончания курсов калмыцкого языка. Он до сих пор вспоминает очень тёплый и восторженный приём зала, когда Сергей начал петь отрывок из эпоса «Джангар» на калмыцком языке.
- Когда я в последний раз был в Элисте, специально попросил свозить меня к домику на улице Лермонтова, с которого в 1988 году началось возрождение буддизма в Калмыкии. Как мне рассказали, в нём тогда проводились первые буддийские лекции и хуралы. За тридцать лет от маленького домика до самого большого в Европе буддийского храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» – это огромный путь. Особенно, учитывая трагическую в XX веке историю калмыцкого народа, в том числе полный разгром буддизма в советское время. Насколько я понимаю, ламы делают то, что могут, мне неоднократно рассказывали о большой работе, которую проводит Тэло Тулку ринпоче. Особенно радует, что в Элисте лама – это синоним слова «монах», и не нужно уточнять, нет ли у него жены. И, конечно, хочу отметить, что огромная заслуга в деле возрождения буддизма принадлежит старшему поколению калмыков, которые побывали в ссылке, но сохранили в сердце веру в Три Драгоценности и смогли передать её своим детям и внукам. Пусть они не могли передать буддийские знания, ибо это было невозможно, но они хотя бы сохранили веру, и, когда пришло благоприятное время, семена этой веры, политые влагой буддийского учения, дали свои плоды.
А плоды эти есть. Может быть, они не гигантские, но, когда я приезжаю в Калмыкию, вижу, что это, действительно, буддийская республика: в центральной России я всё равно элемент чужеродный. Человек, одетый в непонятную для них одежду, а в Калмыкии люди знают, кто такой буддийский монах, и слышали об основах веры.
Конечно, сейчас встают уже другие проблемы, не связанные с наследием советского времени: глобализм и общество потребления диктуют новые модели, несут новые смыслы, но я надеюсь, что калмыцкая Сангха (община) сможет найти современные формы проповеди, чтобы Дхарма в республике не пришла снова в упадок, – рассказывает бханте Топпер.
Во время своих приездов он посетил не так много мест из-за нехватки времени. Но он успел увидеть всю Элисту. Неоднократно был в Центральном хуруле. Несколько раз побывал в степи и у Одинокого тополя, в старом хуруле в поселке Аршан и в общежитии лам при нём, а также его пригласили прочесть лекцию в селе Ульдючины.
Также успел побывать в гостях у Нины Санджарыковны Улановой, в её фонде «Наследие» имени Номто Очирова. Бханте охарактеризовал бабушку как человека очень светлого, и, несмотря на почтенный возраст, с какой-то почти детской чистотой восприятия мира.
От неё бханта Топпер узнал удивительнейшую историю о знакомстве с Агваном Дорджиевым, основателем Санкт-Петербургского дацана. Оказалось, что их семья помогала геше-лхарамбе собирать средства на строительство и поддержание дацана. К слову, в этом году храм отметит 105-летие со дня образования.
- Если брать доктринальные различия, то они значительны. Тхеравада, как более старая школа, не признаёт поздние сутры, начиная с сутр праджняпарамиты, и, конечно, не признаёт тантры.
Но на базовом уровне различия не столь заметны. Я довольно много разговаривал и с ламами из Калмыкии, и с буддистами-мирянами, был обрадован тем, что буддизм в республике подаётся в традиционной форме: от начального и простого – к сложному и глубокому. Ламы не делают упор на тантры и высшую буддийскую философию, нюансы которой постичь крайне сложно, но стараются говорить с людьми о базовых практиках, которым учил Будда: развитию правильных взглядов, нравственности, щедрости. И на этом уровне различия с тхеравадой – минимальны, – рассказывает бханте Топпер.
В результате даже те лекции, которые он читал, вполне согласовывались с подходом буддийских лам в Калмыкии, и они работали в одном ключе. Особенно это было заметно на лекции в районном хуруле села Ульдючины, где бханте Топпер вообще почувствовал себя, как в Юго-Восточной Азии, так как люди и обстановка были такими же дружественными и уважительными.
Взаимоотношения с буддийской общиной Калмыкии не такие плотные и активные, как хотелось бы. Это связано с тем, что он живет далеко от Калмыкии, но принимали его хорошо и в Центральном хуруле, куда он привёз в подарок комплект из нескольких книг Палийского Канона, и особенно хорошо в монашеском общежитии при аршанском хуруле. Бханте считает, что ему повезло попасть в Элисту в тот момент, когда лама Санал Мукубенов вернулся из Индии. Они очень хорошо с ним и другими ламами пообщались за чашкой чая. Хорошие, теплые воспоминания остались также от общения с Мутлом Овьяновым, который в прошлом занимал должность настоятеля Центрального хурула.
У нас в республике есть небольшая группа последователей традиции тхеревады, в основном это интеллигенция из г.Элисты. Понятно, что Калмыкия – исторический регион, с традиционно крепкими духовными связями с Тибетом. Но некоторые люди имеют желание познать старейшую из ныне существующих школ буддизма.
Среди друзей-калмыков бханте Топпер назвал Ананду Калмыкиаве (в миру Антон Гильджиров) – первого калмыцкого монаха - тхеравадина, который сейчас живёт и обучается тхераваде на острове Шри-Ланка. Также есть те, к кому он всегда может приехать в гости: это Геннадий Корнеев, семья Артура Алексеевича Антонова.
В Москве и Санкт-Петербурге есть несколько калмыков, которых он всегда рад видеть в своем буддийском центре «Тхеревада. ру». Это Игорь Сюгиров, Баатр Манджиев, а также еще с несколькими калмыками он иногда переписывается в Интернете.

Савр БУДЖАЛОВ
НА ФОТО: Монахи Санал Мукабенов и бханте Топпер Панньяавудхо