Последняя из рода Тундутовых
О том, что во Франции живет калмыцкая княжна Марина Тундутова, мне довелось узнать ровно пять лет назад в сентябре 2015 года. В один из сентябрьских дней я зашел в Фонд «Наследие» имени Номто Очирова. В тот день Фонд посетил наш земляк, работающий во Франции, Намзыт Порсунков, от него председатель Фонда Нина Санджарыковна Уланова, много лет занимающаяся сохранением культурного наследия семьи Тундутовых, узнала о существовании потомков старинного княжеского рода. От имени Фонда было отправлено приглашение посетить Калмыкию, но, к сожалению, в том же году последняя из своего рода покинула этот мир. Спустя три года, историческую родину своей матери посетил ее сын, барон Серж Гревениц, который, к слову, не раз гостил в Калмыкии. Ныне он ожидает получения российского гражданства и живет в Элисте.
У калмыков считается что девушка, выйдя замуж, становится чужой и продолжает другой род. Но есть и другая калмыцкая пословица, где говорится, что прекрасная половина человечества продолжает род людской. Серж Гревениц поделился со мной воспоминанием о своей матери.
Княжна Марина (Мари) появилась на свет в марте 1940 года в столице Франции, точнее, в 14-м округе Парижа во время Второй мировой войны. Ее детство и молодые годы прошли в парижской квартире ее родителей: князя Николая и его супруги Александры. Это квартира была куплена после Второй мировой войны, в нескольких метрах от самого красивого проспекта в мире, Елисейских Полей. Серж также сохранил в своей собственности эту квартиру, которая имеет для него очень большую сентиментальную ценность, так как именно здесь он сделал свои первые шаги. Марина Николаевна была единственным ребенком в семье, росла талантливой девочкой и проявляла склонность к танцам. Свое обучение этому искусству она начала в Париже, затем продолжила оттачивать мастерство балерины в Льеже, в Бельгии. Там она тренировалась в Королевской Опере Валлонии. После возвращения во французскую столицу Марина Николаевна поступила в престижную танцевальную школу SallePleyel в 8-м округе Парижа. Позже она уехала в Великобританию, где присоединилась к танцевальной школе своей двоюродной бабушки Нади Бригер, в Тэмбридж-Уэлльсе, и выступала под сценическим псевдонимом Марина Легат.
Со своим будущим супругом, бароном Александром Александровичем Гревеницем, она познакомилась в имении своего дяди, князя Леонида Балзанова. Недалеко от Биаррица, на юго-западе Франции, примерно в тридцати километрах от испанской границы, Леонид Балзанов каждое лето организовывал летний лагерь, где встречались многие представители русской диаспоры, в том числе известная актриса Марина Влади, ставшая впоследствии женой знаменитого певца и барда Владимира Высоцкого.Теперь это имение также находится в собственности ее сына Сержа Гревеница. Замуж княжна Марина Тундутова вышла в 1962 году в Бельгии, откуда родом ее супруг. Ее свёкр был вдовцом, а затем женился во второй раз и был рад тому, что его сын женился на калмыцкой княжне. Как вспоминает Серж, дедушка по отцовской линии очень любил и уважал азиатскую невестку. Возможно, это было связано еще и с тем, что семья Гревениц была прямыми потомками великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Поэт воспел наш народ в поэзии, многие со школы знают такие строки:«Друг степей калмык», «Пожелай мне здравие, калмык», а также стихотворение «Прощай, любезная калмычка». Это поэтическое творение было переведено на многие языки, в том числе и на французский. Есть легенда, что в XIX веке Александру Сергеевичу не понравился калмыцкий чай, зато его пленила красота калмыцкой девушки, которую он хотел поцеловать, но в ответ получил удар по голове домброй. И вот в веке XX на чужбине его потомок связал себя узами брака с «любезной калмычкой».
- Как вы знаете, моя мама была потомком очень известной калмыцкой династии. Человек она была несравненно мягкий и добрый. Всегда готовая прийти на помощь другим, она оставила неизгладимые воспоминания в памяти каждого, кто ее знал. Даже сегодня, когда я снова встречаю ее друзей, они очень часто мне говорят: «Твоя мать была прекрасной леди, настоящей принцессой, мы очень скучаем по ней». Она хотела и, думаю, была бы счастлива и горда, если бы смогла побывать в Калмыкии, но, к сожалению, судьба распорядилась иначе. Смерть моей матери в 2015 году стала огромным потрясением для моего отца, барона Александра Гревеница.Мы часто воспоминаем маму с моим отцом, особенно, когда мы вместе посещаем определенные места, или ситуация напоминает ему о ней. Тоже очень сожалею, что так вышло.
В 2018 году я передал в дар музею знамя партизанского отряда атамана Гари Балзанова. Мне очень хотелось бы приехать в музей с мамой и вручить знамя вместе с ней, - делится воспоминаниями Серж Гревениц.
У княжны Марины Николаевны Тундутовой было двое детей, дочь Софи (она замужем, у нее уже свои дети) и младший сын Серж. Хорошая медь не ржавеет, а родственники по матери не забываются, гласит калмыцкая пословица. Французский барон поддерживает теплые отношения со своим наһцнр (у калм. - родственники по матери) и часто бывает в Калмыкии. А с семейных фотографий, как память потомкам, в вихре вальса кружит юная балерина, калмыцкая княжна – последняя из своего рода, рождённая в Париже и там же покинувшая мир, Марина Николаевна Тундутова.
Савр БУДЖАЛОВ
Николай Тундутов, Александра Балзанова и их дочь Марина