НА БАРЕЛЬЕФЕ НЕТ ИМЕНИ ГАРИ ХОХОЛОВА

18-09-2020, 14:56 | История

В феврале этого года во время редакционной командировки в Лаганский район журналист Василий Шакуев ознакомился с новыми материалами о судьбе Гари Хохолова в музее Красинской средней школы (рук. музея Наталья Музаева). Ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы Гаря Бадмаевич Хохолов родился в селе Килька Уланхольского района Калмыцкой автономной области. Службу проходил в 13-й Гвардейской дивизии, входил в состав гарнизона «Дома Павлова». 6 ноября 1942 года ему был вручен нагрудный знак «Снайпер». После Сталинграда воевал на Курской дуге, был дважды ранен, а потом разделил судьбу незаконно высланного народа. Эмоционально прочувствовав несправедливость по отношению к калмыку-воину, журналист решил написать поэму, посвятив ее Г.Б.Хохолову.
Поэма была завершена в конце июня 2020 года и опубликована 30 июля 2020 года на страницах газеты «Хальмг ўнн». В этих строках передана боль и обида за героя и калмыцкий народ:
«Унизили геройского бойца,
Которого и смерть частенько «трогала».
Который был достойным до конца.
Его за это окружить бы славою.
Но вот, поди ж ты, как народа враг
Он выслан был советскою державою…».

У нас в республике существуют два противоположных мнения относительно упоминания фамилии Гари Хохолова на барельефе, посвященном героизму защитников Дома Павлова. Одни утверждают, что он внесен в список, другие, что там нет его фамилии. А недавно в Волгограде я решила своими глазами убедиться в правоте одной из сторон. Испытывая эмоциональное напряжение, я несколько раз перечитывала фамилии на барельефе, но убедилась, что наш земляк, защитник известного на весь мир Дома Павлова, в списках не значится. Стоя у барельефа, я прочитала отрывки из поэмы Василия Шакуева, реально ощутив, какой стресс испытал наш герой.
«Но слушал гида. Снова, с ее слов,
Он как бы очутился под бомбежкою,
Под свистом пуль, снарядов, воем мин.
Как с украинцем, другом своим Лешкою,
Выцеливали немцев средь руин.
Вот группа подошла та к Дому Павлова.
Забилось сердце и пошли круги
Перед глазами снайпера бывалого.
Боль ощутил он раненой ноги.»

Вместе с моей однокурсницей-волгоградкой, Ильгизой Ким, которая, прослушав поэму, прониклась искренними чувствами к калмыцкому герою, решили обратиться в музей-панораму, расположенный в ста метрах от Дома Павлова. В этот день мы встретились с заведующей отделом экспозиционно-выставочной работы музея-панорамы «Сталинградская битва» Светланой Аргасцевой.
На мой вопрос, почему на барельефе отсутствует имя Хохолова, она пояснила, что барельеф является федеральной собственностью, поэтому здесь недопустимы никакие изменения, он должен быть сохранен в первоначальном виде. С. Аргасцева также сказала, что, кроме Хохолова, на барельефе нет имен еще нескольких защитников Дома. Она не согласилась с мнением, что фамилия Хохолова отсутствует по национальному признаку, сказав, что рядом с ним воевали представители других депортированных народов. Причина, по мнению С. Аргасцевой, видится в том, что Гаря в то время плохо знал русский язык, а потому практически ни с кем из своих сослуживцев не общался. Во время написания статьи я нашла данные об этнической принадлежности 24-х защитников. Среди них – 12 русских, 5 украинцев, а также татарин, казах, узбек, таджик, еврей, грузин и калмык. Как видим, только один человек относится к депортированным народам. Светлана Анатольевна показала документы Гари, разрешила сделать снимки. Мною был передан номер газеты «Хальмг ўнн», где опубликована поэма Василия Шакуева о защитнике Дома Павлова Гаре Хохолове. На экспозиционном стенде, посвященном защитникам легендарного Дома, есть фото молодого Гари военных лет.
В беседе с заведующей отделом музея-панорамы получила ответы и на другие вопросы. Так, из всего состава защитников только Яков Федотович Павлов, сержант, командир отделения, удостоился звания Героя Советского Союза. В справочной карточке, которая хранится в музее-панораме, рукой Гари Бадмаевича записано, что он награжден медалью «За оборону Сталинграда». Она вручена ему 12 декабря 1965 года военкомом Черноземельского объединенного военкомата. У автора поэмы есть строчки:
«Доволен я, что правда есть воистину,
Спасибо, память, что не подвела!».
Василий Шакуев рассказывал, что в той многолетней борьбе за справедливость Гаря назвал номер своей снайперской винтовки, чего не могли сделать другие 50 псевдозащитников на звание 24-го неизвестного оборонца Дома Павлова. Музейщик ответила, что снайпер за всю войну мог иметь несколько винтовок. Я не историк, но мне кажется, есть немало противоречий, которые стоит глубоко исследовать, чтобы установить правду.
По словам С. Аргасцевой, она встречалась с Хохоловым в его родном поселке, когда волгоградские журналисты готовили фильм о бесстрашных защитниках. Гаря Бадмаевич оказался на редкость скромным человеком. Об этом есть строки в поэме:
«И хоть судьба дала мне много горестей,
Не обозлился я на эту жизнь.
Я стар уже и не нуждаюсь в почестях.
И мне не надо никаких наград.
Хочу, чтоб внуки знали и не отчасти,
Что дед оборонял их Сталинград».

На просьбы музейщика передать личные вещи ветерана, военный билет, награды родственники ответили отказом. На мой взгляд, следует пересмотреть эту позицию. Потомки Павлова передали музею Золотую Звезду Героя Советского Союза. Тысячи людей, посещающих город-герой, должны видеть документы, вещественные доказательства воинов, защитивших легендарный Дом.
Следует напомнить, что в целях увековечения памяти славного сына Калмыкии, по инициативе Волгоградской городской общественной организации – Союз «Калмыкия-Волгоград», одна из улиц Кировского района г. Волгограда названа в честь Гари Хохолова. Руководитель этой организации Геннадий Кошелев в начале сентября 2020 года отметил свой 75-летний юбилей. Зная его огромную работу по развитию добрососедских отношений между двумя регионами по увековечению памяти калмыцких воинов, популяризации калмыцкой культуры, поздравляем его с таким славным юбилеем. Здоровья и долгих плодотворных лет, многоуважаемый Геннадий Михайлович! Пусть многие его инициативы, в том числе о внесении фамилии Гари Хохолова в текст барельефа, обязательно реализуются.

Людмила НАМРУЕВА,
кандидат социологических наук