О неунывающих людях исчезающих сел

05-10-2020, 14:42 | Общество

Калмыцкий научный центр РАН ежегодно проводит комплексную научную экспедицию по районам республики в целях успешной реализации госзадания по теме «Развитие сельских территорий Юга России: комплексный социально-экономический и экологический мониторинг». Социологи собирают материал по социально-экономическому развитию районов, сельских поселений, экологи берут пробы почв, водных источников для изучения их химического состава.
Первый день командировки в Яшалтинский район 29 сентября совпал с невиданным пыльным ураганом. Жители этих мест не припомнят такого природного явления. Земля исстрадалась от небывалой засухи, песчинки с легкостью взмывали в небо, порывы ветра уносили плодородный слой почвы. Во время прошлогодней командировки в этот район мы видели пышно цветущие клумбы, разнообразие зеленых насаждений, изумлялись колосящемуся изумрудному ковру зерновых полей. Нынешняя картина была совсем иной: зеленый покров бесследно исчез, листва высохла. А на полях появились трещины в несколько сантиметров толщиной.
Первый населенный пункт, куда мы прибыли по щебеночной дороге, называется Красный Маныч. В советском прошлом на этой территории процветал колхоз им. С. Кирова, который успешно развивал животноводческую и растениеводческую отрасли.Но сегодня от прежней деятельности колхоза ничего не осталось. На опустевших улицах мы встретили одного пенсионера, который всю жизнь проработал в колхозе, живет, выращивая дюжину овец, на вид очень худых, безуспешно искавших по селу хоть какую-то травинку. Он жаловался, что нет пастбищ, фермерские поля близко подошли к селу. В трех колодцах воды практически нет. Отсутствует газ. Село стало разрушаться, когда перестала действовать школа. Селяне массово покинули свою родную землю. От прежних зданий школы, клуба, магазинов, ФАП, жилищ не осталось и следа, лишь редкие руины из самана укоризненно глядят на нас.
Из всех учреждений социальной инфраструктуры сохранилась почта. Ее работница сказала, что односельчане пользуются услугой почтовиков, покупая здесь продукты питания. Что произойдет, если обещанное закрытие почты произойдет, гадать не приходится. Здание ветхое, глинобитное, с печным отоплением, капитальный ремонт не производился еще с советских времен.
Бывшие колхозники получили паи, благодаря которым они продолжают заниматься своими подворьями. Одна сельчанка рассказала, что в ее семье три пая, которые отданы в аренду фермеру из Яшалты, он выдает им по итогам года 5 тонн зерна. Это и позволяет держать четыре коровы, которых женщина доит вручную. Каждый день утром за молоком приезжают из Сальского молокозавода. Цены на молоко колеблются в зависимости от времени года: весной-летом оно стоит до 20 рублей, зимой доходит до 22 рублей. Понятно, что у жителей со скромными доходами коровы не породистые, они не дают много молока. В этом засушливом году пришлось заказывать воду чаще обычного, ближайшие источники высохли. Воду привозят из Бага Тугтуна, что в 12 км от Красного Маныча. Одна водовозка обходится в 1 тыс. рублей. Раньше, чем обычно, пришлось подкармливать скотину, так как в степи нечем коровам кормиться. Пасут буренок по очереди те, у кого их несколько голов.
Но есть в селе и владельцы добротных домов, огороженных металлической изгородью, огромными сараями. Возле такого двора несколько автомашин, трактора, другие технические средства. Они держат более десяти коров, которых сами выпасают.
На безлюдных улицах Красного Маныча лишь на одной скамейке сидела бабушка, с явным любопытством смотревшая на нас, таких редких гостей в селе.
В этот же день побывали в Багатугтунском сельском муниципальном образовании, которое объединяет Красный Маныч (с населением 72 человека) и еще два менее населенных пункта – с. Новая жизнь (36 чел), Пролетарский (58 чел). В самом Бага Тугтуне - 533 жителя. Работает детский сад, который посещают 24 ребенка. Клуб закрыт из-за аварийного состояния. Зато действует ФАП в отстроенном здании. Два частника реализуют продукцию, один в магазине, другой развозит по селам в автолавке. Здесь рынок работает по понедельникам. Важные услуги парикмахерской, пошива одежды,ремонта обуви, бытовой техники, ввиду отсутствия этих служб, селяне получают в соседнем регионе, в г. Сальске, что в 60 км от них.
Методом народной стройки была воздвигнута буддийская Ступа, украшающая это село. Пять лет назад местные жители общими усилиями построили детскую площадку, которая радует малышей.
Взрослое работоспособное население покидает село. По словам одной сельчанки,ее муж трудился вахтовым методом 15 лет в Первопрестольной. Две недели работал на стройке, 2 недели помогал ей по хозяйству. А с этого года, получив высшее образование, уехал и ее сын, чтобы оплачивать обучение в магистратуре. Зарплаты бюджетников не хватает на ведение подворья, поэтому кто-то из членов семьи выезжает за пределы республики.
Багатугтунцы держат в основном коров красно-степной породы, молоко реализуют сальскому молокозаводчику. Мясо в живом весе закупают частники. Со слов сельчанок, одна из них продала двух бычков на 75 тыс., другая – корову за 45 тысяч. На зиму заготовили сено в рулонах по цене 1500 рублей за один рулон, солому в тюках - за 400 рублей.
В местной школе обучается 51 ученик. Имеется автобус. По дороге из села нам встретился водитель, Тагир Алиев, который ежедневно накручивает 20 км в обе стороны, доставляя трех своих детей из с. Эркетен, который относится к другому СМО, поэтому автобус не может обслуживать его детей. На мой взгляд, эту проблему можно было решить положительно, тем более родители готовы оплачивать расходы на бензин. Эркетеновцы вынуждены своих чад возить в Яшалту и Бага Тугтун на своем транспорте. В распутицу это сделать сложнее, так как небольшой участок до села все еще без асфальта. На мой вопрос: «А почему не купите дом, чтобы решить проблему с доставкой детей в школу?», Алиев ответил, что здесь больше возможностей держать скот: рядом вода, привольные степи. Правда, в этом году из-за погодных условий нет травы, скотину уже начали подкармливать. Жители этого небольшого села, содержащие 10 и более коров, купили доильные аппараты стоимостью 27 тысяч. Хозяйкам наконец-то стало легче, руки перестали болеть.
Женщина по имени Рита пасет сотню своих овец. На вопрос, куда реализуют шерсть, ответила отрицательно, чему я очень удивилась. Шерсть оказалось никому не нужна. У Риты муж работает у родственника-фермера, который выделяет ему 50 рулонов сена, необходимое количество кормов. Взрослые дети трудоустроены: сын живет в г. Краснодаре, дочь – в Яшалте. Рита с мужем имеют дом в райцентре, но им здесь лучше. Говорит, что привыкла трудиться с утра до позднего вечера в своем подсобном хозяйстве. Эта ежедневная крестьянская работа, хотя и сложна, но приносит радость и удовлетворение.
Селяне пользуются технической водой из канала, питьевую воду возят из Яшалты. В селе Эркетен вновь подтвердилась истина: «Есть школа – есть село». Пока до 2010 года работала начальная школа, в селе было больше семей. Дом культуры разрушен в 1990-е годы, библиотека, медпункт обслуживали жителей до 2002 года. Из-за отсутствия магазина продуктами запасаются впрок в ближайших селах. В селе нет газа, мне показали поленницы заготовленных дров из сухостоя.
Жизнь в современном селе без газопровода, подведенной к домам воды, асфальтированной дороги кажется нереальной, но здесь трудятся, вопреки всему, позитивные люди, которых кормит их хозяйство, и они радуются каждому дню.

Людмила НАМРУЕВА,
ведущий научный сотрудник КалмНЦ РАН


О неунывающих людях исчезающих сел
О неунывающих людях исчезающих сел