Гленн Муллин о связи с калмыками

04-02-2021, 17:27 | Духовность

В ноябре 2019 года в Центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» проходила I Международная научно-практическая конференция: «Буддийская цивилизация и духовное наследие народов Евразии: устные и письменные традиции в историко-культурном контексте», приуроченная к 420-летию со дня рождения великого ойратского просветителя, создателя «Тодо бичиг»(ясного письма), буддийского монаха Зая-Пандиты Намкай Джамцо(1599–1662). Она была организована Центральным хурулом Калмыкии и Калмыцким государственным университетом им. Б. Б. Городовикова. В числе приглашенных почетных гостей в конференции принимали участие известные буддологи со всего мира и России. Один из них Гленн Муллин, известный ученый - тибетолог, автор более 20 книг по тибетскому буддизму. С 1972-го по 1984-й год он жил в Гималаях, где практиковал тантрический буддизм под руководством многих именитых тибетских учителей. В своём интервью известный буддолог рассказал про связи с калмыками и поделился воспоминаниями о геше Вангьяле.

Поскольку Гленн Муллин вырос в маленьком городке в Канаде, он узнал о калмыках в Америке только в середине 1970-х годов, когда учился в индийском городе Дхарамсале, который иногда называют «маленькой Лхасой». Ему довелось общаться с геше Вангьялом (мирское имя Боота, по другой версии – Кеераб Лиджиев). Гленн Муллин считает геше Вангьяла великим калмыцким ламой, жившим в Нью-Джерси, в США. Хотя он не проводил больших публичных учений, им было подготовлено полдюжины очень влиятельных американских студентов, таких, как Джеффри Хопкинс, Роберт Турман, Ричи Таупье, Боб Кларк, Джошуа Катлер и другие. Геше Ваньгьял неоднократно бывал в Дхарамсале.
– Не могу назвать точный год встречи, хотя помню отчетливо. Я уже сблизился с несколькими его главными американскими учениками, и все они отзывались о геше Вангьяле с огромным уважением. Кроме того, я прочитал его замечательную книгу «Дверь к освобождению»(Door of Liberation), это его самая первая публикация. Поэтому, когда представилась возможность встретиться с геше, я был очень взволнован. Он был физически маленьким человеком, но обладал удивительно мощным внешним видом. И, как и у многих монголов, его глаза искрились игривой радостью. Многие из его учеников говорили о его суровом качестве учителя, но при этом он излучал сияющую кротость. В то время мной был освоен тибетский язык, поэтому мы говорили в основном на тибетском, а не на английском. Он был очень близок с Кьябдже Лингом Дорджечангом, моим коренным гуру, и, возможно, это дало нам кармическую связь. Геше Вангьял был очень добр ко мне и дал мне много замечательных советов по изучению и практике Дхармы, – вспоминает Гленн Муллин.
– В 1985-м году он привез канадскую телевизионную группу в монастырь геше Вангьяла, чтобы снять фильм и взять интервью у Его Святейшества Далай-ламы XIV во время его визита в США. В том же году был показан документальный фильм, в центре повествования – Его Святейшество Далай-лама XIV, история Тибета, но значительное внимание в фильме было уделено геше Вангьялу. Через несколько лет Гленн Муллин посетил калмыцкую диаспору в штате Нью-Джерси. Калмыки в городе Хауэлл штата Нью-Джерси особенно дружны и сильны, у них несколько храмов, которые не только приносят пользу калмыцкой общине, но и служат источником учения Дхармы для самых разных людей. Один из храмов, носящий имя Раши Гэмпил Линг, был первым тибето-монгольским в США. Он продолжает и сейчас выполнять свое назначение. Здесь учились несколько друзей Гленна Муллина. Его Святейшество Далай-лама XIV обычно играет важную роль в выборе лам, которые живут и преподают в этом храме, и, конечно же, это помогает поддерживать высокое качество обучения. Также он неоднократно посещал калмыцкий храм в Филадельфии, в штате Пенсильвания. В то время в филадельфийском храме проживал замечательный и довольно пожилой лама, геше Монлам.
Глен Муллин считает, что подобные буддийские храмы в Америке служат не только духовными центрами для калмыцких эмигрантов, но и являются общественными центрами, несущими традиционные знания и мудрость молодому поколению. Он был особенно впечатлен, когда посетил калмыцкие хурулы и увидел большое количество подростков и молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. И, конечно же, эти храмы также привлекают внимание искателей просветления из других слоев населения, как традиционно буддийских, таких, как вьетнамцы и китайцы, так и «новых буддистов». Это важный вклад в сохранение Дхармы.
Нынешний шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку ринпоче, в миру Эрдни-Басан Омбадыков, в прошлом своем воплощении был Дилова-хутухта Башлуугийн Жамсранжав, уроженцем Монголии, служил в хуруле Ницан города Хауэлл. Ему пришлось бежать из Монголии в 1930-х годах и в конце концов Дилова-хутухта оказался ламой-беженцем. Он прибыл в США в 1949-м году (год рождения Гленна Муллина). Во время его эмиграции в США там не было ни одного тибето-монгольского буддийского центра. Сейчас их больше тысячи. Он был первым ламой, жившим в США. Покойный Джин Смит, основавший Тибетский буддийский исследовательский центр, просканировавший более 20 миллионов страниц тибетских текстов, однажды сказал Гленну Муллину, что Дилова-хутухта был его главным вдохновителем, его первым «ламой». Он также способствовал приезду в США нескольких тысяч калмыков, прибывших через два года, в 1951-м году.
Я знаю шаджин-ламу Калмыкии Тэло Тулку ринпоче несколько лет и очень его уважаю. Он несколько раз приглашал меня приехать в Калмыкию преподавать, но почему-то наши расписания не подходили. Я помогал восстанавливать дом в Монголии, где русский художник Николай Рерих жил в 1926-1927 годах. Попытку спасти этот дом возглавил пожилой монгольский профессор по имени Бира в конце 1950-х годов. Тэло Тулку ринпоче в том году посетил Улан-Батор, и я организовал для него беседу в недавно открывшемся Доме Рерихов. Так или иначе, в 2015-м году меня пригласили читать лекции и преподавать Шесть йог Наропы в Москве и Санкт-Петербурге. Великий русский бодхисаттва Андрей Терентьев, мой старый друг со времен Дхарамсалы, переводил для меня на многих из этих мероприятий. Так что в результате этих связей, когда возникла идея конференции 2019 года, меня пригласили поучаствовать. Естественно, был очень рад. В то время я преподавал тантрический буддизм в дзен-монастыре в Корее, так что географически это был не такой долгий перелет, – рассказывает Гленн Муллин.
В 2019-м году он впервые приехал в Калмыкию. Его очень впечатлили красота и духовная энергия храма в Элисте. Конференция в 2019-м году была посвящена Зая-Пандите, великому мастеру, сыгравшему столь важную роль в истории Калмыкии. Как и Пятый Далай-лама, он был учеником Панчена Лобсанга Чокьи Гьялцена. Этот Панчен раньше назывался Первым Панчен-ламой, но в наши дни его иногда называют Четвертым Панченом. Как бы то ни было, Панчен Лобсанг Чокьи Гьялцен был одним из величайших лам в истории школы гелуг, и поэтому стал очень важным в истории монгольского, следователь но, калмыцкого просвещения. Один из друзей, профессор Рик Таупье, защитил докторскую диссертацию о Зая-Пандите. Но, к сожалению, не смог присутствовать на конференции. Гленн Муллин имел честь подарить копию его диссертации библиотеке храма.
Тот визит в Калмыкию был кратким и сосредоточен на конференции. Но, конечно же, Центральный хурул организовывал для участников различные экскурсии. Естественно, ему хотелось бы остаться еще. Но, как сказал великий Джово Джей Палден Атиша: «Объекты знания бесчисленны, а наше время ограничено. Будь как лебедь, когда пьешь молоко, можешь отделять сливки от воды, и пей только сливки». Было бы замечательно остаться подольше и увидеть больше, но оргкомитет проделал замечательную работу, поделившись с нами большим опытом. Некоторые из представителей Центрального хурула просили его приехать еще и обучить Шести йогам Наропы, а также целительным йогам Миларепы. Но нынешняя ситуация с COVID-19 несколько затрудняет все международные поездки. Но мир по-прежнему сильно страдает от насилия и конфликтов, а также от разрушения окружающей среды. И, конечно же, он страдает от полностью устаревшей экономической ситуации. Я лично считаю, что основная философия и гуманитарные идеи, которым учил Будда, вместе с буддийской медитацией, особенно тантрической, могут внести важный вклад в решение этих проблем.
Его Святейшество на мой вопрос о пророчестве Калачакры процитировал отрывки из писаний нескольких тибетских и монгольских мастеров. В заключение он сказал: «Наш мир, действительно, находится в очень опасной ситуации со многих точек зрения. Я считаю, что для того, чтобы все прошло успешно, все люди должны сделать все возможное и отказаться от худшего. Каждая страна, каждое сообщество, каждый человек должны приложить серьезные усилия в этом направлении ».
Пророчества Калачакры также, кажется, предполагают, что монгольский народ будет играть важную роль в определении исхода, в исполнении пророчества о 1000 лет света, – рассказывает Гленн Муллин.
Савр БУДЖАЛОВ