Александр Сокальский: достоинство и мудрость педагога

20-02-2021, 16:30 | Общество

Наш очерк об Александре Антоновиче – юбилейный. Юбилеи бывают разные: круглые, производственные, социальные, семейные, личные. А 100-летие нашего героя удивительно тем, что эти годы вместили в себя так много, словно прожито несколько жизней.

Для меня большая честь писать об А.А.Сокальском, замечательном педагоге, ученом, большом подвижнике и создателе авторской педагогической концепции выявления и поддержки одаренных детей, талантливом человеке, умеющем дружить и хранить дружбу, несмотря на любые перемены – в политике, обществе и в личных делах.
Проследим основные вехи биографии А. А. Сокальского. Родился он в Польше, учился на Украине, участвовал в отрядах самообороны г. Львова. Здесь же пережил невосполнимое горе: немцы расстреляли его родителей, с которыми он так и не смог перед этим увидеться: был на учебе. Затем трудился в Казахстане, после – в Сибири, а более 45 лет жизни отданы детям и образованию Калмыкии.
Родным вузом Александра Сокальского является МГУ им. М. В. Ломоносова. Получив диплом журналиста, в дальнейшем он трудился в различных изданиях, раскрываясь как талантливый корреспондент, репортер, очеркист, фельетонист. Время было послевоенное, и требования предъявляли не только строгие, но даже жесткие. Но где бы ни работал наш герой, его профессиональные и человеческие качества всегда привлекали внимание коллег и руководства, что влияло на карьерный рост молодого специалиста. Так, с 1950-го по 1964 год Александр Сокальский являлся ответственным секретарем, заведующим отделом, заместителем редактора районных газет «Озерский колхозник», «Приморский коммунист» Калининградской области. Литературным сотрудником, собственным корреспондентом, заведующим отделом газеты «Красное знамя» Томской области, внештатным корреспондентом центральной газеты «Советская Россия». В 1970-1975 годы – редактор Томского отделения Западно-Сибирского книжного издательства в г. Новосибирске.
Вклад А.А.Сокальского в развитие послевоенной советской журналистики, причем на региональном уровне, несомненен. 50-70-е годы прошлого века – это время расцвета практической журналистики, мобилизации всех изданий страны на выполнение своих профессиональных задач: информирование, освещение, отражение в СМИ всего, что делалось в такой огромной стране, как Советский Союз.
Это время на самом деле требовало практических навыков от человека, который пришел работать в журналистику. Надо было быть, как говорят, «и швец, и жнец…». Как вспоминает Александр Антонович, они с коллегами вручную набирали текст, сами печатали на пишущей машинке, сами вычитывали и сдавали в печать. Писал он много, охотно ездил в командировки по дальним уголкам Сибири: привозил из поездок материалы о мужественных, сильных людях, о сельских тружениках, героях войны, о педагогах - новаторах.
В МГУ была защищена и кандидатская диссертация, после которой начинается новый этап в творчестве А.Сокальского – преподавательский. А начинал молодой педагог ассистентом, затем – старшим преподавателем Томского политехнического института им. С.М. Кирова, где впоследствии стал доцентом кафедры общественных наук.
В 1975-м году А. Сокальский переезжает в Калмыкию, где продолжилась его насыщенная многообразная деятельность в системе общего образования республики и работа в Калмыцком госуниверситете. Философы определили, что обыкновенные люди следят за тем, как проходит время, а талантливые за тем, как оно используется. А.А.Сокальский не просто ценил время, он работал с огромным желанием и удовольствием, а его новаторский педагогический талант будет очень кстати в условиях реформ в образовании страны в целом, в региональном, в частности.
Дальнейшая преподавательская, научная и общественная деятельность А.Сокальского будет направлена во благо школьников и студентов Калмыкии. Так, под научным руководством и при активном участии Александра Антоновича будут разработаны комплексные планы военно-патриотического воспитания учащихся школ и студентов вуза. Он стал инициатором разработки Положения об общественно-политической практике. Одна из них была даже рекомендована для выставки на ВДНХ в павильоне «Образование в СССР», поскольку были очевидны эффективность и целесообразность представленного им подхода.
Но главным делом А. Сокальского становится содействие развитию инновационной деятельности в образовательных учреждениях г. Элисты и районов республики. По его инициативе и авторской концепции был учрежден Центр по исследованию и развитию творческой одаренности учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений. Было издано специальное распоряжение Совета Министров Республики Калмыкия - Хальмг Тангч от 18.11.1992 года за № 934-р о его создании. Директором Центра был назначен доцент А. Сокальский.
В течение 10 лет деятельности Центра (до 2002 г.) проведена масштабная работа: впервые в регионе была разработана концепция одаренности, определен комплекс диагностических методик, в школах республики проведены массовые обследования учащихся и выявление детей с высоким уровнем способностей. Благодаря поиску и внедрению инноваций была впервые создана региональная система поддержки и развития одаренных детей. Широкое движение получили летние, зимние, весенние творческие школы на всех уровнях: районном, городском, республиканском, популярным стал конкурс «Юный эрудит».
Результатом деятельности А.Сокальского и его коллег стало принятие специальной правительственной программы «Одаренные дети Калмыкии», опыт нашего региона тогда привлек внимание ученых на конференциях Южного Отделения РАО и других научных форумах. Тогда были созданы и первые инновационные общеобразовательные школы в г. Элисте и районах республики, многие из которых впоследствии не раз входили в число лучших школ России.
Итогом научно-образовательной деятельности стали многие научные статьи, методические рекомендации, организация практических конференций по инновациям в системе общего и высшего образования, обобщение опыта работы лучших школ республики. А.Сокальский участвовал в подготовке более 10-ти кандидатов и 3-х докторов наук, продолжил сотрудничество с местными газетами «Советская Калмыкия», «Известия Калмыкии», «Элистинские новости», «Утро Калмыкии» и другими, был частым гостем на радио и телевидении. Писал об опыте лучших школ, об одаренных детях, особенных, талантливых людях, в их числе – замечательные статьи и очерки об О. Д. Мукаевой, Г. Н. Волкове, А. Ш. Кичикове, П. М. Эрдниеве и многих других, чей талант, жизненный опыт и уникальность судьбы были интересны читателям газет.
О многоплановой и разносторонней деятельности Александра Антоновича можно продолжать долго. Так, он является одним из организаторов Калмыцкого филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова в г. Элисте. Директором филиала в то время была известный организатор образования в республике, много лет руководившая отраслью образования региона, Лидия Мукаева. Чуткая на новации, она пригласила А. Сокальского заведующим кафедрой, и не ошиблась: Александр Антонович стал инициатором специальных выставок работ студентов-дизайнеров, организатором научно-практических конференций, лично подготовил около 60-ти выпускников-дипломников по направлению «Педагогика и психология».
А. Сокальского связывала настоящая крепкая дружба с известным ученым, основателем этнопедагогики калмыков Очир Джогаевной Мукаевой. Вместе они провели десятки научных конференций, подготовили к изданию книги, ставшие сегодня редкостью: «Мудрость и духовность народной педагогики», «Этнопедагогика калмыков и национальная школа», «Этнопедагогика калмыков: история и современность», «Этнопедагогика – педагогика жизни» и другие.
Большим другом Александра Антоновича был и Геннадий Никандрович Волков, патриарх этнопедагогики, внесший неоценимый вклад в сохранение лучшего из системы воспитания народов. За книгу «Калмыцкая осень академика Г. Н. Волкова» и вклад в народную педагогику А. Сокальскому присуждена именная медаль в честь основателя этнопедагогики.
Александр Антонович – ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный учитель Республики Калмыкия, почетный работник общего образования РФ, награжден медалями, нагрудными знаками Общества «Знание» РСФСР и ЦК ВЛКСМ за лекторское мастерство и воспитательную работу среди молодежи, дипломами и Почетными грамотами Минобразования РСФСР и РК, других ведомств и организаций.
Принято считать, что дом – там, где сердце. Именно в Калмыкии раскрылся талант А. Сокальского не только как педагога, а также и наставника, учителя-новатора. Он обрел сердечное счастье и в повседневной жизни: рядом с ним – заботливая супруга Полина Доржиновна. Он замечательный отец, дедушка и прадедушка. Сегодня Александр Антонович с супругой окружен заботой сына Эдуарда, воодушевляют его также внимание коллег, благодарность уже ставших известными бывших учеников. «Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование», – писал И. Гете. Жизнь и творчество А. А. Сокальского – тому яркое подтверждение.
P.S. В момент сдачи номера в печать стало известно, что А. Сокальскому было присвоено звание «Почётный гражданин Республики Калмыкия».
Раиса ДЯКИЕВА,
доктор педагогических наук, профессор КалмГУ

http://halmgynn.ru/uploads/posts/2021-02/1613744673_cokalskiy.jpg

Фото из семейного архива