Валерий Богданов: «Родина моя – Калмыкия»

06-03-2021, 15:14 | Общество

7 марта Председатель Совета старейшин при Главе РК, заслуженный работник сельского хозяйства РФ и РК, кавалер ордена Дружбы народов, почетный гражданин Республики Калмыкия, города Элисты и Яшкульского района Валерий Петрович Богданов отмечает 80-летний юбилей.
Беседа наша с Валерием Петровичем началась с вопроса на вопрос.
– Почему я являюсь жителем Калмыкии? «Воспоминания, воспоминания… Если вкратце, начнем издалека, – задумчиво, с подлинной мудростью и спокойствием, начал разговор Валерий Петрович. – Родина моя – Калмыкия. Родился 7 марта 1941 года в совхозе «Улан Хееч» поселка Ачинеры Черноземельского района, ныне племзавод «Черноземельский».
В 1937-м году прошлого столетия моего отца после окончания Новочеркасского ветеринарного техникума направляют из Ростовской области работать ветеринарным врачом в Калмыкию, совхоз «Улан Хееч». В довоенное время это было животноводческое хозяйство с развитым овцеводством. Потом война. Отец прошел блокаду, войну, как говорится, дошел до Берлина. Был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Киева» и другими. В те тяжелые годы меня и сестру мать растила одна. С фронта отец вернулся снова в Ачинеры. В 1950-м году за трудовую доблесть отца, как специалиста в отрасли животноводства, наградили орденом Ленина. Считаю, это высокая награда, которую вручали в г.Москве. Я это помню. Затем отца направили директором совхоза «Гашунский» Яшкульского района. Я с сестрой продолжил учебу в Гашунской средней школе. К тому времени детей у родителей было четверо. Отец проработал в этом совхозе 8 лет. Здесь я окончил школу. 1958 год – это первый выпуск Гашунской средней школы. Тогда же отца переводят во вновь организованный в Яшкульском районе совхоз «Таван-Гашунский».
– И ваша семья переезжает в Таван-Гашун?
– Да, соответственно, семья тоже переезжает. Здесь я пошел работать в строительную часть рабочим. Кстати, позже мне довелось работать директором совхоза «Гашунский». Прослужил 3,5 года в городе-герое Севастополе. В армии был принят в ряды компартии. После службы вернулся в Таван-Гашун. Вы представляете, в те годы там – ни света, ни дороги, ни клуба. Это была ферма, на базе которой создавался новый совхоз. Я всегда хотел учиться, поступил в Волгоградский сельскохозяйственный институт, после окончания которого меня, как ученого-агронома, направили в Калмыкию. Начинал агрономом, работал бригадиром фермы, главным агрономом совхоза «Таван-Гашунский» и главным агрономом Управления сельского хозяйства Яшкульского района. Затем меня назначают инструктором сельскохозяйственного отдела обкома.
– Как продолжилась ваша трудовая деятельность?
– Работал я с первым секретарем обкома партии, выдающимся деятелем, Героем Советского Союза, всеми уважаемым Басаном Бадьминовичем Городовиковым. Он назначил меня на должность директора совхоза «Таван-Гашунский». Пришел в совхоз в конце марта, зимовка 1975-1976-х годов была тяжелой. Растерялся, с чего начинать, кормов нет. Но справились. Затем пришло орошаемое земледелие, решился вопрос обеспеченности кормами. Хозяйство было в десятке лучших по республике, не хвалюсь, есть статистические данные. Хорошие показатели были в животноводстве и растениеводстве. Затем меня утверждают первым заместителем министра сельского хозяйства республики, руководил в то время министерством Илья Эрдниевич Бугдаев. Хочу сказать, непростые, тяжелые были годы. Но республика развивалась, трудолюбивый наш народ достойно переносил все трудности. Калмыкия была награждена Знаменами ЦК и Совета Министров СССР, были и другие награды. Затем обком партии направляет меня на работу в министерство мелиорации водного хозяйства. Был министром.
– Было такое министерство?
– Да, было. Как агроному, мне было все знакомо, и я приступаю к работе. Мелиорация хорошо развивалась в республике, что полностью решало вопрос кормовой базы, главного источника развития животноводства (было 130 тыс. га орошаемых земель, большая часть в Яшкульском районе). Вопрос по обеспечению животноводческой отрасли кормами разрешили, благодаря Черноземельской ООС, вода пришла в засухоустойчивые районы: Ики-Бурульский, Черноземельский, Яшкульский, Кетченеровский, Целинный. Затем меня назначают заведующим сельскохозяйственным отделом обкома партии. Но тут началась перестройка.
– Какими запомнились вам, так называемые, перестроечные годы?
– Да, перестройка, развал страны, и мы, практики, остаемся не у дел, так сказать, за бортом. Стал вопрос: «Что делать? Куда деваться?». Месяц пробыл без работы. Меня приглашают в Ставропольское Управление, предлагают должность замдиректора одного крупного совхоза. Поехал, посмотрел, познакомился … Но… Я отказался, не хотел уезжать из Калмыкии. И снова без работы. Но не терял надежды, что где-то могу пригодиться республике. Спасибо Батыру Чимидовичу Михайлову, тогда он был Председателем Совета Министров Калмыцкой АССР, пригласил на работу начальником Управления водных ресурсов республики, где я проработал более 2-х лет. И тут – выборы Президента РК. Меня приглашают в оргкомитет, который возглавлял Константин Николаевич Максимов, уважаемый человек в республике. Я поначалу отказывался участвовать, так как не знал, что представляет собой работа вице-президента.
– Как работалось вам в правительстве РК?
– На протяжении 13-ти лет работал в высших органах республики: вице президентом, потом вице-президентом-Председателем правительства. Был также государственным советником.
Годы были тяжелейшие, все в разрухе, и это не только в Калмыкии, а во всей нашей большой необъятной родине – Российской Федерации. У нас в республике, помню, люди не получали зарплату по 6-7 месяцев, старики – пенсию, никаких пособий. Ни мясо, ни шерсть не ценились. Тем не менее вспоминаю, за эти 13 лет немало было сделано: дорога на Цаган Аман (65 км), ведь ездили в Цаган Аман в осенне-зимний период через с. Малые Дербеты или г. Астрахань. Построили дороги на Артезиан, Яшалту, Городовиковск. Расширили улицы в Элисте: В. Ленина и Ю. Клыкова, до этого была узкая дорога. Начали газификацию республику.
Драмтеатр, стадион, церковь, хурул, много было сделано правительством, специалистами, строителями. Сити чесс… Дети приезжали сюда на экскурсию.
– В последние годы вы возглавляете Совет старейшин при Главе РК.
– Да, в последние годы возглавлял Совет старейшин при Главе РК. В его составе уважаемые люди. Продолжил работать в Совете старейшин и с приходом нового Главы Республики Калмыкия Бату Сергеевича Хасикова. На встрече глава республики сказал: «Будете работать», я с удовольствием принял его предложение. Также добросовестно относился к своим обязанностям, то есть никаких замечаний со стороны главы республики в наш адрес не было, скажем так, работали во взаимодействии. Не скрою, что заканчиваю свою работу, решил уйти на заслуженный отдых. Просто, понимаете, возраст уже не тот, да и здоровье тоже. Горжусь республикой. Тем, что к нам приезжают из многих регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Центральной зоны России, даже из Крыма и Сочи. Есть у нас такие угодья, замечательные места. Все менялось на моих глазах. Становится краше столица Калмыкии – Элиста, идет благоустройство и в районах. У нас очень высокий уровень образования, здравоохранения, активно развивается спортивная, а также и культурная жизнь. Вот внучка моя учится в 9-м классе, мастер спорта по акробатике.
– Валерий Петрович, расскажите о своей семье.
– У нас с женой Верой Ивановной четверо детей: три сына и дочь. Все дети получили высшее образование, проживают и работают в Калмыкии. Я этим горжусь. У меня пятеро внучек, немножко обделен внуками.
– Ваше любимое занятие?
– Мое хобби: охота и рыбалка. Несмотря на возраст, выезжаю с сыновьями, друзьями на природу.
Мои мама и отец похоронены в г. Элисте. В Элисте живут многочисленные родственники, дяди, тети.
В свой юбилейный день рождения хотелось бы собрать друзей, а их у меня много в Калмыкии, но опасно, пандемия. Отметим в тесном семейном кругу.

Вера МАНЖУСОВА