Дел много, цель одна – защита интересов работников образования

11-03-2021, 15:14 | Общество

«Сегодня все быстро меняется: и наша жизнь, и все вокруг, причем стремительно. Пандемия коронавируса отдалила нас друг от друга, ограничивая личное и профессиональное общение.
В этот период отчуждения нам становится особенно дорог каждый человек. Стараемся заботиться о каждом, не оставляем друг друга в трудные моменты. Теперь кажется, что самый крутой спуск мы преодолели, скоро должна наступить пора подъема», - начала наш разговор председатель Калмыцкой республиканской организации Общероссийского профсоюза образования Антонина КООКУЕВА.

– Антонина Ивановна, вы возглавляете профсоюз, которому предстоит решать очень важные для региона задачи. Каковы главные из них?
– Основные задачи системы образования – повышение качества обучения и воспитания. И ключевая роль здесь отводится педагогическому сообществу. Профсоюз образования активно участвует в этом процессе как партнер и оппонент.
На наш взгляд, система образования Республики Калмыкия по многим позициям занимает одно из ведущих мест среди регионов, демонстрируя стабильно высокие результаты функционирования и развития. По количеству членов профсоюза мы продолжаем входить в десятку лидеров (более 81%). Хорошую активность здесь показывают Кетченеровская, Малодербетовская, Октябрьская, Приютненская, Целинная, Черноземельская и Яшкульская районные профсоюзы сферы образования.
– В любой организации один из главных вопросов – кадры. Как он решается у вас?
– В аппарате рескома – 7 человек. Профсоюзный актив в муниципалитетах работает на общественных началах. Это энтузиасты, неравнодушные люди, как правило, альтруисты. Большинству из них работа приносит удовлетворение.
При рескоме действует Совет молодых педагогов. Они активно обучаются на разных республиканских и федеральных форумах. Немало среди них тех, кто стал победителем различных конкурсных мероприятий. Возглавляет совет Очир Мулаев, учитель математики СОШ № 21 г. Элисты.
Одним из главных наших достижений является успешное функционирование во всех городских райкомах профсоюза внештатных правовых и технических инспекций труда.
Данные из регионов страны, в том числе из Калмыкии, послужили поводом для принятия Министерством просвещения России ряда документов по устранению избыточной отчетности.
Вы знаете, какую бурную реакцию в стране вызвала пенсионная реформа. В сентябре прошлого года Парламент РК принял закон, по которому педагогические работники, имеющие звание «Ветеран труда», могли пользоваться льготами не по достижении ими 25-летнего стажа, а только после выхода на пенсию.
Реском нашего профсоюза не согласился с такой формулировкой. По нашему настоятельному требованию на декабрьской сессии Народного Хурала (Парламента) РК было внесено соответствующее дополнение. Это позволило педагогам пользоваться льготами, не дожидаясь выхода на пенсию.
Также ранее правительство пыталось перевести педагогов на фиксированную оплату за услуги ЖКХ, что значительно снижало материальное положение работников на селе, где из без того острая нехватка кадров.
– Как осуществляется социальное партнерство с органами власти республики и общественными организациями?
– Полагаю, что у нас в республике сложилась по-своему уникальная система взаимоотношений с нашими социальными партнерами, нацеленная на результат, где взаимопонимание, уважение и ответственность позволяют нам развивать сотрудничество.
Реском профсоюза имеет своих представителей в Общественной палате РК, Общероссийском народном фронте по РК, в Общественном совете при министерстве образования и науки РК, мы также работаем во всех комиссиях, где затрагиваются интересы работников, например, в Республиканской трехсторонней комиссии.
Первые профсоюзные форумы молодых педагогов подвигли руководство республики принять Указ о единовременной денежной выплате в размере 100 тыс. рублей. По предложению президиума рескома с целью снижения социальной напряженности была введена упрощенная форма аттестации.
У нас действуют другие социальные программы: КПК «ДЕМ» выдал за 2020-й год более 290 займов на общую сумму свыше 9 млн рублей. Кроме того, с целью оздоровления мы заключили договоры с такими организациями Элисты, как фитнес-клуб «Амазонка», автошкола КРО ВОА, где работники образования получают услуги со значительными скидками. Все больше членов профсоюза и членов их семей пользуются санаторно-курортными путевками с 20-процентной скидкой. Ряд дополнительных льгот предусмотрены в соглашениях и коллективных договорах.
– Антонина Ивановна, что сегодня все больше волнует педагогическое сообщество?
– К сожалению, на наш взгляд, школа стала, пожалуй, самым недемократичным местом в нашей социальной структуре, институтом, порождающим противоречие между формальным равенством образовательных возможностей детей и их реальным расслоением в зависимости от статуса родителей.
Школа, отражающая неравенство, встретила ответную реакцию: притеснение и унижение педагогов учениками и родителями.
Кибербуллинг и другие формы травли педагогов набирают популярность и событийность. Мы просто оказались не готовы к тому, чтобы грамотно ответить на такого рода вызовы.
Пугает ситуация, когда руководители, различных общественных структур, некоторые общественные деятели, которые, не разобравшись, часто становятся на сторону родителей, чтобы нивелировать конфликт. Учителям советуют читать больше книг по психологии и чаще проходить курсы повышения квалификации, как правило, не обеспечивая оплату командировочных расходов.
Да, очень сложно работать в школе, где учатся более тысячи учащихся, а в штате – всего один психолог. Одна из причин ухода молодежи из системы образования в том, что они не справляются с такой ситуацией.
Положение сложное, но мы должны действовать в правовом поле. Именно поэтому Минпрос РФ и Общероссийский профсоюз направили примерное положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Считаем, что теперь имеются ориентиры для работы в этом направлении.
Тем более, что у нас есть профессионалы в деле оказания психолого-педагогической помощи детям, родителям, работникам образования. Это, прежде всего, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи всем участникам образовательного процесса во главе с Т.Г. Мальмаковой.
Именно эта тема будет основной на межрегиональном форсайт-форуме в августе текущего года.
– Каковы сегодня доходы учителей, и как решается проблема дефицита кадров учителей?
– Майские Указы Президента РФ выполняются, но значительно снизился уровень реальных доходов. Если в первые годы после принятия Указов уменьшилось количество кредитов, появились возможности для восстановления сил и здоровья, увеличилась покупательская способность, то с 2016 года этих возможностей стало значительно меньше.
На заседании Республиканской трехсторонней комиссии профсоюзная сторона категорически не согласилась с тем, что правительство намерено увеличить базовые оклады за счет сокращения стимулирующих выплат. В этом случае, о каком качестве обучения может идти речь. Средняя заработная плата сегодня по майским указам достигается за счет все возрастающей интенсивности труда.
Более того, учредители в муниципалитетах решают ряд проблем за счет зарплаты учителей. Неслучайно в прошлом году Общероссийский профсоюз образования провел масштабную Всероссийскую акцию, требуя повышения зарплаты, добиваясь увеличения финансирования оплаты за счет федерального бюджета. В настоящее время этот вопрос активно обсуждается во властных структурах федерального центра. Ждем результатов.
– Проблема дефицита кадров учителей связана с вопросом закрепления молодых педагогов. Острая нехватка учителей физики, математики, английского языка, и этот список с каждым годом расширяется. Необходимо повышать заработную плату молодым, предоставлять им социальное жилье не только на селе, но и особенно в городе. Эта проблема будет усугубляться, так как на Дальнем Востоке зарплата повысилась в два раза. Минпрос РФ подготовил портал с вакансиями во всех регионах РФ, и на практике мы видим соответствующее увеличение оттока учителей из Калмыкии в другие регионы.
Кроме социальных причин, добавляются трудности педагогической профессии, в числе которых и адаптация в коллективе. Экспресс-опрос показал, что не везде на должном уровне поставлено наставничество.
В республике заработала программа «Земский учитель», но она кардинально не меняет ситуацию.
– Но самым запоминающимся событием последней пятилетки стал, конечно, проект «Багшин гер» («Учительский дом»), осуществленный благодаря вашей инициативе, энергичной поддержке и активности ваших коллег из первичных организаций и учителей, остро нуждавшихся в жилье.
– Да, вы правы, именно по инициативе Калмыцкого рескома профсоюза образования и министерства образования и науки Республики Калмыкия в 2016-м году был создан кооператив «Багшин гер» с целью строительства жилого дома для работников системы образования республики.
12 октября 2016 года между министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ЖСК был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, что позволило удешевить стоимость жилья.
Далее кооперативом был заказан проект 3-этажного 48-квартирного дома с 16-ю гаражами в цокольном этаже; параллельно началось вступление работников образования республики в этот коператив.
Но, как оказалось, число желающих приобрести квартиру в «Учительском доме» значительно превышало количество квартир, в связи с чем было принято решение о строительстве на этом же участке второго корпуса дома – 3-этажного, 42-квартирного, а затем и третьего – 3-этажного, 12-квартирного.
Строительство осуществлялось за счет личных средств пайщиков, но по сниженной стоимости. Так, если официальная среднерыночная стоимость одного квадратного метра в Калмыкии в 2017-м году составила 25200 рублей, то квартиры в ЖСК «Багшин гер» обошлись пайщикам в 21300 рублей за 1 кв.м. общей площади.
Всего работниками образовательных организаций всех типов г. Элисты и большинства районов республики приобретено 86 квартир. Несколько семей использовали материнский капитал, около половины собственников квартир в ЖК «Багшин гер» оформили ипотечные кредиты в банках города.
Сдача дома в эксплуатацию была проведена 4 сентября 2019 года. На сегодняшний день остался нерешенным один вопрос – подъездная дорога до участка. Летом 2020 года было сделано временное покрытие из асфальтной крошки; строительство обустроенной освещенной подъездной дороги с тротуаром запланировано на 2024-й год.
– В чем значимость проекта «Багшин гер»?
– Большинство работников образования не смогло бы приобрести жилье по рыночной стоимости. Улучшив жилищные условия, члены нашего профсоюза и члены их семей ощутили значимость нашей работы.
Проект актуален и сегодня. В последние годы в республике из-за невозможности приобретения жилья по рыночной стоимости происходит заметный рост миграции педагогов (особенно молодых) в другие регионы страны с более высоким уровнем заработной платы. Проект «БГ» позволил им приобрести жилье по более низкой цене и остаться работать и жить в Калмыкии.
Конечно, хотелось бы продолжить реализацию этого проекта, но меняется законодательная база. Многое зависит оттого, в каком месте может быть предоставлена земля, а также от бизнес-сообщества, занимающегося строительством. Времена сложные, но мы не опускаем рук. Будем двигаться дальше!
Гуна ТЮРБЕЕВ