Охота в жизни кочевника-скотовода

15-06-2021, 17:11 | Общество, Культура

Сравнительно широкий размах охота имела у предков калмыков, ойратов, когда они обитали на просторах Центральной Азии и Южной Сибири, где животный мир был богаче и разнообразнее фауны приволжских степей. Она являлась одной из форм раннего хозяйствования, со временем, с развитием кочевого скотоводства, охота становится подсобным занятием. В XVII веке калмыки сменили ареал обитания и перекочевали из Центральной Азии на земли Северного Прикаспия. Калмыки и здесь занимались охотой, хотя скудность растительности и недостаток воды обусловили сравнительную бедность животного мира калмыцкой степи.

В XVII‒XVIII веках охота регулировалась в кодексе монголо-ойратских законов «Великое уложение» («Ик цааҗинбичг»), принятом в 1640-м году на съезде монгольских и ойратских владетельных князей и крупных феодалов Халхи, Джунгарии, Кукунора, а также волжских калмыков, которым должны были руководствоваться монгольские народы. В этот период охота для основной массы калмыцкого населения была нерегулярным источником дополнительных средств существования, а для феодальной знати – видом развлечения. Нойон Досанг, улусы которого в первой половине 20-х гг. XVIII в. были разорены в междоусобной борьбе, настойчиво просил у русской администрации пороху и свинца для охоты на диких лошадей с целью пропитания своих подвластных.
Популярной у калмыков была верховая псовая охота. Для этих целей калмыки держали охотничьих собак. Известно, что у каждого нойона был штат псарей (нохойичи), отвечавших за содержание охотничьих собак и руководивших ими во время охоты. Вблизи своих жилищ охотились в основном в одиночку на различных мелких зверей и птиц (уток, гусей, дроф), степных сурков, барсуков.
Охота с ловчими птицами была древней забавой монголов и любимым развлечением калмыцкой знати. Для охоты на пернатую дичь монголы предпочитали использовать специально обученных соколов. Соколиная охота, считавшаяся развлечением, достойным мужчины, сохранялась у волжских калмыков вплоть до XX века. Если в более раннее время соколиная охота у калмыков была обычным занятием, то позже стала привилегией ханов и князей-нойонов, поскольку достать и содержать хороших ловчих птиц было весьма затруднительно. Помимо получения ловчих птиц в виде подарков от центрального правительства и местной царской администрации, довольно часто посылались группы людей в различные места для ловли охотничьих птиц. Известен факт, что в 1692-м году под Саратовом были задержаны люди калмыцкого хана Аюки, ехавшие, по их словам, за балабанами (порода сокола), в связи с чем ханом был послан указ, чтобы без его ведома люди его не ездили «под низовые города за балабанами». Но нойоны и зайсанги пользовались всяким удобным случаем заполучить в свои руки любимых ими птиц.Охота в жизни кочевника-скотовода
Одним из страстных охотников был калмыцкий князь Церен-Норбо Тюмень. Он владел разными видами ловчих птиц: соколами, балабанами, ястребами, с которыми охотился на лебедей, гусей, уток, дроф. А. Дюма, гостивший в имении Тюменей во время своего путешествия, отмечает, что у хозяев был превосходный соколиный двор: двенадцать обученных соколов и столько же учеников, которых еще дрессировали.
Подробное описание дрессировки беркутов у калмыцкой знати находим в материалах Б. Бергмана: «Соколы, ястребы и особенно орлы, которых по-русски называют беркутами, ловят еще маленькими и дрессируют для охоты. Эта птица не относится к самым большим представителям своего рода, бывает или черной, или белой. В соседних горах Кавказа, где беркуты встречаются часто, весной маленьких птенцов воруют из гнезд и ловят сетями. Дикость этих птенцов укрощают 14–18 дней, в это время им ничего не дают ни есть, ни пить, потом им бросают отдельные кусочки мяса, привязывают к ноге веревку и при определенных звуках заставляют нападать на мясо. Птица с каждым днем становится послушней. Затем чучело зверя передвигают по земле, чтобы беркут привыкал к ловле. Так повторяют несколько раз, когда беркут достаточно привыкает к хозяину, чтобы предпочесть неволю свободе, веревка отвязывается, и хозяин выезжает с ним на серьезную охоту».
Как правило, выезд на охоту практиковался большими группами на длительное время и на дальние расстояния. Эта традиция верховой охоты сложилась давно и присуща кочевым народам. Объектами охоты становились чаще всего сайгаки, волки, дикие лошади, кабаны. Во время облавных охот, гона и загона производили стрельбу на скаку. В нем принимали участие 15–20 человек, большая часть которых – стрелки, а меньшая ― загонщики. Гоны на лис не были столь опасными, но требовали ловкости наездника и меткой стрельбы из лука, ― необходимости искусно послать одну единственную стрелу, которая поразит цель наповал. Гоном добывали в степи дзеренов (антилоп), мясо которых высоко ценилось ханом и знатью.
Охота (коллективная и индивидуальная) тренировала многие необходимые воину качества и являлась одним из основных компонентов системы воинского воспитания, способствуя формированию воли, энергии, смелости и находчивости. Индивидуальная охота служила прекрасным методом подготовки и тренировки боевых качеств воина, а облавная охота позволяла отработать коллективное взаимодействие воинов-охотников, была своеобразной тренировкой и способом воспитания военной дисциплины.Смысл облавной охоты — оцепить кругом территорию степи и, постепенно уменьшая круг, загонять туда диких животных.
Об облавной охоте грезят пирующие калмыцкие эпические богатыри из дружины Джангара. Когда священные их «чрева горячились», а глотки от выпитой арзы становились красными, озираясь по сторонам, они искали повод сразиться с врагом или устроить облаву на дикого зверя. Стремление найти применение своей силе в облавной охоте и сражении является выражением богатырской энергии, ищущей выхода, и богатырской жажды подвигов.
В XVIII веке калмыки проводили коллективную облавную охоту. Так, зимой 1757–1758 гг. Дондук-Даши собрал на Куме две тысячи человек, которые должны были идти с его сыном на облавную охоту. Такое скопление калмыков даже вызвало тревогу астраханского губернатора.
Облавы представляли собой своеобразную школу военного искусства. Состав, численность, подразделения, вооружение облавщиков и армии были идентичны, то есть практически охотник был одновременно воином, а охотничье сообщество было идентично военной дружине. В средневековых облавах руководили представители военной дружины и предводители родов. По-видимому, такое положение сохранялось в более позднее время, но не в такой степени, как в Средневековье. Много времени на облаве уделялось проведению игр (стрельба из лука в мишень, борьба, ломание берцовой кости животного). Сказители рассказывали сказки, легенды, мифы, через которые приобщали молодое поколение к истории своего рода. Во время облавы мальчики приобщались к родовому огню, различным обрядам, преданиям и мифам ― все это составляло систему инициационных ритуалов.
Очевиден тот факт, что охота играла важную роль в жизни кочевника-скотовода, которая была одновременно и развлечением знати, и способом тренировки воинов, и средством добывания дополнительного питания.Облавная охота содержит в себе элементы древней идеологии, представляющей собой хорошо разработанный общественный институт с развитой системой социальных отношений.

Цаган СЕЛЕЕВА,
кандидат филологических наук, научный сотрудник КалмНЦ РАН