Песня, ставшая голосом поколения

17-08-2021, 15:31 | Культура

Василий Церенов

«Нюдля» ‒ одна из самых известных и любимых нашим народом песен. Ее постоянно передают по радио, часто она звучит в концертах мастеров национального искусства, поют ее и в домашнем кругу. Об авторе песни, Бадме Джимбиеве, известно до удивления немного. Я попытался проследить судьбу этого незаурядного человека.

Бадма Джимбиев родился в 1906-м году в селе Коровья Лука, переименованном в первые годы советской власти в Джакуевку. Хозяйство его отца, Джимби Халгаева, в 1919-м году состояло из полутора десятка коров и немногим более полусотни овец.
Бадма получил традиционное воспитание, с детства помогал родителям по хозяйству, сначала пас телят, когда подрос ‒ овец. Успешно учился в аймачной школе имени Серебджаба Тюменя. По рассказам земляков, это был впечатлительный мальчик с неуемной энергией.
Он рос в благодатном мире народного слова и музыки, тем более, что Джакуевка славилась как песенный край. Здесь ценили острое слово и умели воздавать должное людям, оставшимся в памяти народа. Ведь село получило свое название в честь Джаку Босхомджиева, борца за советскую власть, погибшего в боях за Басы.
В начале 1920-х годов Бадма Джимбиев окончил одно из немногих тогда калмыцких учебных заведений ‒ совпартшколу в Астрахани, работал инструктором Хошоутовского улускома РКП (б).
В августе 1924 года он подал заявление в обком партии с просьбой направить его на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока. Два года учебы в Москве помогли ему увидеть общественные проблемы в масштабном разрезе.
Джимбиева приняли на работу в облисполком Калмыцкой автономной области, вскоре его, грамотного и деятельного сотрудника, назначили заместителем заведующего отделом торговли. Он активно взялся за дело, предстояла большая работа по преобразованию жизни народа, но все оборвалось в одночасье.
В 1928-м году Бадма Джимбиев по статье 153 Уголовного кодекса РСФСР был осужден на три года заключения. Наказание отбыл, вернулся в Калмыкию, принял участие в движении за ликвидацию безграмотности населения. Рассчитывать на служебную карьеру ему уже не приходилось. В эти годы он работал в родном селе, колхозе им. Кууки Эльдяева.
В 1935-м году в Элисте состоялась Олимпиада национального искусства, творческая волна которой вдохновила Бадму Джимбиева на запись народных песен. В газете «Улан хальмг» он опубликовал несколько народных песен, записанных у Байчхи Сулеймановой, Кооку Джимбиевой, Джимби Манджиева. При этом публикации сопроводил краткой историей создания этих песен.
Киштя, героиня одноименной песни, была служанкой князя Тюменя, у которого также работал ее возлюбленный Буян. Девушка понравилась зайсангу Бадма-Ара Шонхорову, решившему на ней жениться. Этому воспротивился Тюмень, поддержавший влюбленных (у него имелись земельные споры с Шонхоровым). Киштя и Буян сохранили свою любовь, преодолев выпавшие на их долю испытания.
Песня «Һатлһна һанц модн» («Одинокое дерево у брода») своим рождением также обязана жителям этих мест. Молодой рыбак заступился за земляков, на честном труде которых бессовестно наживался местный хозяин-рыбопромышленник. В результате смельчаку пришлось оставить работу и переехать в другой край. Домой он сумел вернуться только через несколько лет. Родители его умерли. У брода, где раньше тянул невод, он и сложил свою печальную песню.
В 1935-м году Джимбиев написал поэтическую драму «Һатлһна һанц модн», герой которой табунщик Адья в эмоциональном порыве угнал чужой конский косяк и, по размышлении, сожалеет о непродуманном поступке.
В том же году он опубликовал сочиненную им песню «Намҗл»:
Намҗл, Намҗл минь,
Намд дуртав гилчи.
Чамаг итксн намаг,
Чавас, хәәмнь чамаг.
Тогда же Санджи Каляев, собиратель талантливой молодежи, пригласил Бадму Джимбиева в труппу актеров Калмыцкого драматического театра. Елена Русакова, сыгравшая роль Мигмр в спектакле «Өнчн бөк», отзывалась о нем так: «Если Бадма Джимбинов обладал комическим талантом, то Бадма Джимбиев в силу характера тяготел к драматическим ролям».
Харизматичный артист привлекал всеобщее внимание. В 1939-м году Владимир Фаворский нарисовал замечательный портрет Бадмы Джимбиева. Через год художник Николай Аввакумов также написал его портрет, который пропал в дни фашистской оккупации Элисты.
На фронт Бадма Джимбиев был призван Садовским РВК Калмыцкой АССР. Воевал в составе 28-й Армии, освобождал Яшкуль, Элисту. Получил ранение в ногу. После излечения вновь ушел на фронт. Будучи младшим сержантом, командовал пулеметным отделением 791-го стрелкового полка 135-й стрелковой дивизии 11-й Армии. Погиб 25 июля 1943 года у деревни Мойлово Орловской области. Позже был перезахоронен в братской могиле в селе Брусны Ульяновского района Калужской области.
Народный писатель Калмыкии Андрей Джимбиев вспоминал, что познакомился с Бадмой Джимбиевым осенью 1942 года в боях под Хулхутой. Он, недавний курсант военного училища, вместе с другими бойцами 28-й Армии рыл траншеи, когда его кто-то окликнул:
‒ Слушай, ты ‒ калмык?
‒ Да.
‒ Как фамилия?
‒ Джимбиев.
‒ Что ты говоришь? Я ведь тоже Джимбиев. Нас теперь двое!
«Я очень обрадовался этому знакомству, ‒ рассказывал Андрей Манганыкович. ‒ Словно встретил кого-то из родных».
В минуты встреч Бадма Халгаевич говорил молодому земляку: «По возрасту я гожусь тебе в отцы, но здесь на фронте мы с тобой ‒ братья».
13 ноября 1942 года части 28-й Армии получили приказ о наступлении. Утром 29 декабря освободили Яшкуль, а под самый новый год ‒ столицу Калмыкии. Перед последним броском на Элисту Андрей Джимбиев увидел своего старшего товарища в окружении бойцов, которым он говорил: «Освободим Элисту, покажу вам город, зайдем в драмтеатр, где я работал».
В следующий раз они встретились в январе 1943 года в Астрахани, в стенах эвакуационного госпиталя № 3263. Бадма Халгаевич получил ранение при освобождении Элисты, Андрея Джимбиева ранило на Маныче.
Бадма Джимбиев был рядовым, но пользовался в госпитале всей свободой движения. Он близко дружил с врачами госпиталя, ранеными офицерами, особенно с летчиком Большаковым, заместителем командира авиаполка.
В госпитале Бадма Джимбиев организовал литературную группу по воссозданию боевого пути 28-й Армии. Сам он писал роман в стихах «Войска идут на запад». Рассказывал, что описал период отступления, сейчас пишет о наступлении советских войск. «Героями романа являются бойцы Красной Армии, ‒ говорил он Андрею Манганыковичу, ‒ в том числе твои ровесники». Отдельные отрывки читал выздоравливающим бойцам.
В конце апреля 1943 года Бадму Джимбиева выписали из госпиталя, и он уехал на фронт.
В 2015-м году вышла из печати Книга памяти Яшкульского района, в которой значилось, что Бадма Джимбиев похоронен в г. Астрахани. Прочитав запись, Андрей Джимбиев зашел к директору РИА «Калмыкия» и попросил сообщить в газете точную дату и место гибели Бадмы Джимбиева. Чиновник согласился, что нужно извиниться перед памятью воина и его родными. Дал поручение сотрудникам агентства, которое так и осталось невыполненным.
Андрей Манганыкович попытался выяснить судьбу рукописей Бадмы Джимбиева. По его просьбе администрацией Ульяновского района Калужской области были проверены фонды местного краеведческого музея, сельских библиотек, проведены беседы с жителями сел Мойлово и Кныць, членами поисковых отрядов. Следы рукописей не удалось обнаружить. Поисковики предположили, что в свое время они могли быть переданы в особый отдел дивизии.
В беседе Андрей Манганыкович сообщил, что песню «Нюдля» Бадма Джимбиев создавал в госпитале зимой 1943 года. По его словам, автор при нем редактировал текст песни, напевал различные отрывки.
Андрей Джимбиев вспомнил один из вариантов песни, построенный на той же поэтической антитезе ‒ девушка и ветер:
Сәәхлә, Сәәхлә, Сәәхлә,
Санамр сальк хавлнач.
Песню «Нюдля» Бадма Джимбиев передал Улан Лиджиевой, зашедшей его проведать. Премьера песни состоялась в госпитале и покорила слушателей мелодичностью и глубиной чувств.
Для дальнейшего рассказа нам придется обратиться к более ранним событиям. В 1929-м году хошоутовский зайсанг Бадма-Джиргал Шонхоров был выселен из родных мест в Алгайский район Пугачевского округа Нижне-Волжского края. Одна из его дочерей, Наталья, в 1927-м году, когда впервые заговорили о возможном выселении семьи и конфискации имущества, вышла замуж за Сангаджи-Гаря Манджиева, советского работника. У них росли две дочери, когда во второй половине 1930-х годов Наталья, не объясняя причины, ушла из семьи и более с родными не поддерживала связи. В те годы она родила дочь, в отцы которой людская молва определила Бадму Джимбиева.
Несколько лет назад, будучи в Казахстане, я съездил в Талгар, где в прошедшие десятилетия жила Наталья с дочерью, окончившей консерваторию в Алма-Ате. В состоявшейся беседе выяснилось, что Натальи не стало в 1998-м году. Дочь ответила, что не знает, кто ее отец, мать об этом не говорила. Это была тайна сильной женщины, которую она унесла с собой. Стало ясно, что домыслы здесь неуместны.
Бадма Джимбиев был женат на Е. И. Ратнер, имел от нее дочь. По словам Андрея Манганыковича, Евгения Ионовна часто навещала мужа в госпитале. В посмертных документах Бадмы Джимбиева указан ее адрес.
Нюдля, героиня песни, ‒ это лирический образ, олицетворяющий все то, что дорого автору. Идет война, и речь в песне он ведет не о себе, мысли его заняты теми, кто остается в родном краю.
Смысл песни содержится в словах:
Санҗ бичә ууль,
Сальк өрҗ дуул.
«Не плачь, вспоминая, пой назло ветру». Автор завещал близким людям: будьте сильными, не изменяйте себе! И энергия его духа, заложенная в этих словах, словно сжатая пружина, вот уже много десятилетий не дает песне умереть.
Бадма Джимбиев создал песню, которая стала голосом его поколения и преодолела границы своего времени. Он разделил судьбу авторов, чьи творения навсегда остаются в памяти и сердцах поколений.

Рисунок В. А. Фаворского. Бадма Джимбиев. Элиста. 24.06.1939 г.