КАЛМЫКИ-КАЗАКИ: ИСТОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ГРУПП

30-11-2021, 10:26 | История

Как известно, к началу XVII века ряд этнополитических объединений ойратов перешли в южную Сибирь, где их тайши дали первые шерти на верность русскому царю. Одно из этнополитических объединений ойратов – торгуты под руководством Хо-Орлюка под давлением различных обстоятельств покинули южносибирские степи и к концу первой трети XVII века переместились в Нижнее Поволжье, где вскоре к ним присоединились небольшие группы из состава других ойратских этносов: дербеты, хошуты, зюнгары. В результате здесь начал складываться новый монголоязычный этнос – калмыки. Этот этноним «калмак», превратившийся к концу XVIII века в самоназвание «хальмг» (калмык), наш народ получил от соседних тюркских, а затем и славянских народов. К середине XVII века в составе Российского государства появилось Калмыцкое ханство, кочевья которого простирались вдоль Волги от Каспия до Медведицы и Самары. В этот же период на огромных пространствах, от Азовского моря до Урала, от Самары до Северного Кавказа, по принципу добровольности появлялись локальные группы калмыков, которые стали составной частью российских различных казачьих войск, некоторые из которых просуществовали до Советского периода. Этому способствовало то, что калмыки прекрасно были приспособлены к несению постоянной военной и пограничной службы, могли быстро адаптироваться к любым ландшафтным и климатическим условиям. Поэтому царская администрация стала добиваться закрепления калмыков в составе казачества, поощряя перешедших в это сословие и препятствуя их возвращению в калмыцкие улусы.

В XVII – XVIII веках ряд групп, начиная от небольших семей и кончая целыми улусами, спасаясь от ханских притеснений или разорительных набегов победителей в междоусобных войнах, стали отделяться и уходить за пределы калмыцких кочевий. Как правило, эти группы входили в состав казачьих войск Российской империи, ибо местная войсковая старшúна всегда с охотой принимала их к себе на службу. Калмыкам, живущим кочевой жизнью и с детства обучающимся воинскому делу, не требовалось много времени для того, чтобы привыкнуть к казачьему быту и условиям «государевой службы». Сегодня со словом «казаки» у нас ассоциируются калмыки, которые входили в состав Войска Донского, в силу того, что это одно из самых первых локальных поселений калмыков, а также потому, что оно было наиболее многочисленным вне Калмыцкого ханства, а после ухода большей части калмыков в 1771-м году, вне Калмыцкой степи Астраханской губернии. Первое упоминание о калмыках, принятых в донское казачество, относится к 1670 году, когда в результате междоусобных столкновений в Калмыцком ханстве на Дону появились улусы тайшей Дугара и Бока. Позже Дугар вернулся к родным кочевьям, но Бока остался здесь на постоянное жительство. Вслед за ними на постоянное проживание прибыли еще несколько улусов и отдельных групп калмыков. После того, как Дон в 1673 году лишился права убежища и возможности набирать казаков из беглых крестьян, войсковая старшúна стала стремиться к пополнению войска из других источников, в том числе и с помощью привлечения калмыков на казачью службу. В 1673-1683 годы царское правительство по настоянию калмыцкого хана Аюки выпустило три указа о возвращении беглых калмыков. Однако старшúна, убедившись в том, что калмыки прекрасно приспособлены к несению постоянной военной и пограничной службы и быстро адаптируются в степях Дона, стала добиваться закрепления калмыков в составе казачества. Стремясь защитить донских калмыков от притязаний Аюки-хана, в 1682-м году войсковой атаман Фрол Минаев принял присягу у тайшей Бока, Ильбек-Батыра, Эдисан-Батыра и их людей. В 1686-м году войсковая администрация приняла на постоянное жительство еще 200 семей. В 1690-м году на Дон перешли крупные улусы дербетовских тайшей Четеря и Черкес-Батыра (внука и сына Цолвнг-Церена), которые были поселены в междуречье Дона и Северского Донца. Благодаря этому, донские калмыки смогли выставлять на службу до 1400 воинов. Однако позже Менко-Темир (отец Четеря и брат Черкеса) захватил улусы своих родственников на реке Быстрой (к востоку от Донца) и возвратил их под контроль Аюки-хана. По-видимому, опасаясь повторения подобных инцидентов, войско Донское в 1694-м году придало им статус казачьих. Отныне эти группы юртовых калмыков были обязаны нести казачью службу, за что они получили постоянное жалованье (50 рублей в год) и земли под кочевья, правда, без указания точных границ. Однако юртовые калмыки, в отличие от казаков, сохранили привычный кочевой уклад жизни и в большинстве своем буддийское вероисповедание. Так началось зарождаться казачье движение среди калмыков.

Некоторые группы калмыков, ушедшие под защиту местных российских властей, были вынуждены адаптироваться к условиям жизни новой среды обитания: принимать православие и переходить на оседлый образ жизни. Все это вызывало негативную реакцию у калмыцких правителей и духовенства, которые стремились возвратить беглецов под свой контроль. Калмыцкие владельцы, недовольные подобными акциями, пытались добиться возвращения беглых калмыков под свой контроль. Они обращались к войсковой администрации с требованиями о возвращении калмыков, писали жалобы царским властям. Однако донские власти под разными предлогами оставляли у себя большую часть беглецов. Чаще всего они ссылались на желание прикочевавших калмыков о принятии православной веры, что выводило их из-под юрисдикции калмыцкого хана, согласно шертным грамотам 1673, 1677, 1683 и 1697 годов: «Буде которые калмыки по своим желательствам в православную христианскую веру крестица и тех … нам тайшам … не просить и о них великому Государю не бить челом». Часть беглецов, отказавшихся от крещения, войсковая администрация была вынуждена возвратить. Например, в 1714 г. атаман М. Фролов возвратил посланцам Аюки-хана 25 человек, в 1715 г. – 15 человек, в начале 1716 году – «пятьдесят человек новопришлых калмык с женами и с детьми и со всеми их пожитки». Впрочем, иногда войсковая администрация отказывалась выдавать даже некрещеных калмыков. В 1722 году войсковой атаман В. Егоров получил указ, в котором предписывалось беглых калмыков из владений Аюки-хана «…к себе принимать, и держать их при себе, как и наперед сего бывало».

Стремясь возвратить беглецов на территорию Калмыцкого ханства, калмыцкие правители стали даже прибегать к силе. Например, в 1690 году дербет Менко-Темир насильно увел с Дона улусы Четеря и Черкеса, через несколько лет сам Четерь и торгут Чимет (сын Сюнке-Батура) увели с войсковой территории зюнгарские улусы Даши-Батора, Баахан-тайши и Бахин-Манжи, в 1709 году Чимет увел из-под Черкасска Серика Усенеева с братьями. Однако со временем некоторые из насильно уведенных калмыков вновь бежали на привольные степи Дона. Имели место и случаи побегов с Дона на территорию ханства. Например, улус Баахан-тайши трижды переходил с приволжских кочевий на Дон и обратно, пока, наконец, в 1733 году под предводительством Будучжаба не вошел окончательно в состав войска Донского.

Постоянные перекочевки калмыков с Дона и обратно вызывали серьезную озабоченность у войсковой и ханской администрации. В 1735 году наместник Калмыцкого ханства Дондук-Омбо и наказной атаман войска Донского Данило Ефремов заключили договор о том, что калмыки, до этого перешедшие на Дон, остаются под юрисдикцией войсковой администрации. Вместе с тем войсковая администрация обязалась не принимать новых беглецов. В связи с этим, видимо, и был выпущен указ Коллегии иностранных дел 1736 г. о причислении к казачьему войску всех прикочевавших к этому времени калмыков. Перекочевки калмыков на Дон и обратно продолжались и после 1736 года. Однако в 1753 году царское правительство по настоянию Дондук-Даши приказало войсковой администрации вернуть всех калмыков, прикочевавших на Дон после указа 1736 года. В результате этого, калмыцким ханам были возвращены 366 кибиток (1515 человек).
Несмотря на предпринимаемые меры, процесс ухода за пределы калмыцких кочевий продолжался, и к концу XVIII века численность «мигрантов» достигла 21,5 тыс. человек (более 24,4 % численности всего калмыцкого народа). С учетом Большедербетовского улуса (около 19 тысяч калмыков), который в 1788 – 1800 годы находился за пределами калмыцких кочевий, вышеуказанные показатели вырастают до 41 тыс. и 46,5% соответственно.

Хочется отметить, что в досоветский период калмыки несли службу российским государям в составе восьми казачьих войск: Донского (1694 – 1917 гг.), Уральского (1724 – 1917 гг.), Астраханского (1737 – 1917 гг.), Ставропольского калмыцкого (1737 – 1842 гг.), Оренбургского (1750 – 1917 гг.), Екатеринославского (1788 – 1796 гг.), Кавказского линейного (1832 – 1860 гг.), Терского (1860 – 1917 гг.), а также четырех отдельных казачьих полков: Чугуевского (здесь учитываются калмыки, служившие в Белгородском казачьем полку в конце 70-х гг. XVII в., так как с 1679 года их перевели в Чугуевскую местную казачью команду (с 1749 г. – Чугуевский казачий полк), Николаевского (после изменения мест дислокации в 1737 г. был переименован в Азовский, а в 1769 г. – в Дмитриевский казачий полк), Павловского кампанейского, Моздокского.

И если о калмыках Войска Донского имеется обширная историческая и документальная информация, то о калмыках других казачьих войск и полков, об истории их образования информации не так много. Поэтому в следующих номерах постараемся восполнить этот пробел и познакомить наших читателей с их историей.


Уташ ОЧИРОВ, Намру МАНДЖИЕВ
(Продолжение следует)