НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
В пореформенный период происходила интернационализация класса буржуазии. В его состав вошли представители многих народов. Калмыцкие нойоны, зайсанги становились успешными предпринимателями. Те из них, чьё происхождение и капиталы позволяли, предпочитали отдавать своих детей в закрытые привилегированные учебные заведения Петербурга, где обучение начиналось с детства и продолжалось 8-9 лет. В этом проявлялась новая тенденция в формировании государственной элиты, что нашло отражение в политическом языке эпохи. В конце XIX века в него вошел термин «обрусение инородцев», суть которого не следует путать с «русификацией». Религиозные убеждения, их язык, бытовая и высокая культура не ставились под сомнение. По замыслу царской администрации, представители элиты «иноверцев» должны были превратиться в граждан России не в формально-юридическом, но в действительном смысле. Их Отечеством должна была стать Россия, а высшим земным авторитетом – русский самодержец. Это и значило слово «обрусение». Однако гораздо большее значение, по сравнению с новыми методами государственной национальной политики, имело то, что закрытые учебные заведения, ранее отгороженные от времени и пространства, под давлением общества и передовых педагогических деятелей стали разворачиваться к требованиям новой эпохи, совершенствовать содержание образования.
Эльзята, дочь зайсанга Багацохуровского улуса Барунова рода Цебек-Джала (Бегали) Онкорова, была воспитанницей Смольного института благородных девиц. Созданный Бецким И.И. и Екатериной II в 1764-м году, он стал первым в России женским учебным заведением, положившим начало женскому образованию в стране. После смерти Екатерины Смольный институт перешел в управление императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. С 1854 года ведомство по управлению учебными и благотворительными заведениями получило название «Ведомство учреждений императрицы Марии». Открытый в 1798-м году Екатерининский институт благородных девиц также входил в него. В начале XIX века по проекту архитектора Дж. Кваренги для Смольного и Екатерининского институтов одновременно были выстроены величественные здания одного типа в стиле классицизма, соответственно в Смольном проезде и на набережной реки Фонтанки, 36. Их объединяют монументальность формы, ясность и простота композиции, строгость пропорции, торжественный 8-колонный портик, расположенный в центре протяженного фасада над аркой с входами.
В мариинских учебных заведениях, находившихся под опекой правительства, состав учащихся оставался привилегированным. Этому способствовала и высокая плата за обучение. В 1859-м году известный педагог Ушинский К.Д. произвёл радикальную реформу Смольного института. Он существенно преобразовал содержание образования и методы обучения. Но главное, что удалось Ушинскому, — это в корне изменить самый дух Смольного института. Эльзята Онкорова училась в 1870-е – 1880-е годы, когда была предпринята попытка контрреформы, которая провалилась. Несмотря на строгие правила, девушки посещали театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Воспитанниц учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени. Эльзета проявляла не меньший интерес к своей национальной истории, культуре, языку, фольклору. Получив прекрасное образование, она смогла занять значимое место в столичном обществе. Екатерининский институт благородных девиц успешно окончили Нина Гахаева, дочь большедербетовского нойона Гахаева М.М., Немин-Делик Тюмень, дочь Батыка-Церена.
В Пажеском корпусе учился Данзан Тундутов, сын дербетовского нойона Ц.-Д. Тундутова, депутата I Государственной Думы, потомок Джамба-тайши, героя войны с наполеоновской Францией. Как военно-учебное заведение корпус существовал с 1802 года, хотя создан был еще в царствование Елизаветы Петровны в 1759-м году. С 1810 года он размещался в комплексе зданий по Садовой улице, 26 – напротив Гостиного двора. Это один из самых красивых архитектурных памятников XVIII века (архитекторы Растрелли, Кваренги), образец русского барокко эпохи императрицы Елизаветы. Главный 3-этажный корпус расположен в глубине двора и ориентирован на Садовую улицу. Его фасад украшен тремя выступами-ризалитами, отличается богатым нарядным декором. Парадный двор отделен от улицы ажурной оградой художественного литья, выполненной по рисункам Растрелли.
Как любое закрытое элитарное учебное заведение, Пажеский корпус формировал закрытую касту своих выпускников, которые получали не только официальный нагрудный знак об окончании с изображением белого мальтийского креста, но и неофициальный – характерные перстни: стальные снаружи и золотые изнутри, на которых гравировался год выпуска и номер выпускника в зависимости от его успехов на выпускных экзаменах. Все обладатели таких перстней имели право обращаться друг к другу на «ты» в любой ситуации и вне зависимости от звания и чина, а выручка и взаимопомощь между ними были исключительными. Эти понятия были обесценены после революции, что и стало одной из причин гибели Д. Тундутова в 1923-м году. Данзан Тундутов окончил корпус в 1908-м году по высшему, 1-му, разряду и был отправлен служить корнетом в гвардию – Гродненский гусарский полк.
В 1915-м году Палта-ван, губернатор Алтайского округа Внутренней Монголии (1911-1913), потомок Аюки-хана по прямой линии (через своего предка нойона Бамбара, брата Убаши-хана), обратился с письмом к императору Николаю II с просьбой о специальном разрешении на поступление его старшего сына Минджура в Пажеский корпус. Николай II ответил согласием. Минджур проучился в корпусе в 1915 -1917-х годах, но в 1918-м году был вынужден вернуться в Пекин.
Августа ДЖАЛАЕВА,
Галина ЦАПНИК