Анатолий ОЧИРОВ – первый профессиональный балетмейстер

11-06-2022, 11:45 | Общество

Казалось бы, с Анатолием Очировым сам Бог велел вести разговор о культуре и искусстве. Все-таки он – первый калмыцкий балетмейстер, заслуженный артист Калмыцкой АССР, профессор Китайской Академии искусств, член Международного Союза деятелей хореографии. Но я решил начать беседу с темы депортации калмыков. Просто я прочитал его замечательную книгу “Нельзя вернуться в прошлое”, которая, между прочим, также начинается с пронзительных очерков о бесчеловечной высылке калмыцкого народа в Сибирь и о неописуемом горе, которое пришлось испытать южанам - степнякам в холодных и голодных суровых краях.

– Анатолий Георгиевич, вы недавно отметили свое 75-летие. Что для вас значат эти годы?
–Тяжелая жизнь калмыков в Сибири проходила у меня на глазах. Местные называли нас узкоглазыми, людоедами. Над нами измывались коменданты, унижали, попирали в самых элементарных правах. Сколько помню, мы часто были голодны. Правда, к середине 50-х сибиряки стали понимать, что калмыки – трудолюбивый и приветливый народ. Они сдружились с нами. Даже плакали, когда мы стали уезжать на малую родину, просили и уговаривали остаться.

– Но мечта стать артистом у вас зародилась уже там, в Сибири, не так ли? И почему вас потянуло в балет, в столь нехарактерный для нашего народа сценический вид искусства?
– Да, это произошло в далеком 1953-м году на Алтае. Однажды мне посчастливилось увидеть там коллектив балета из Ленинграда. Я был очарован им. Мне в ту пору было 7 лет от роду. Тогда я понимал, что восхождение к мечте будет сложным. Уже по приезде на родину продолжил обучение в музыкальной школе. А в 1972-м году окончил факультет режиссуры балета Московского государственного института культуры и искусства.

– Выходит, к осуществлению мечты вы шли долго. А как дальше сложилась ваша творческая деятельность?
– По окончании вуза работал в Калмыцком государственном ансамбле песни и танца “Тюльпан”. С 1972-го по 1973-й год служил артистом балета в ансамбле песни и танца Советской армии . С 1973 года работал главным балетмейстером и художественным руководителем в ансамбле “Тюльпан”.

– Чем запомнилось вам это время?
– То было время расцвета ансамбля “Тюльпан”. На тот момент прошло каких-то 10-15 лет со дня возвращения калмыков на родину из ссылки, но посмотрите, какими хореографическими событиями было отмечено это время. Именно тогда появились такие хореографические номера, как “Табунщики”, “Наши сувениры” (Г.Чудак), “Мольҗур”, “Өскә цокдг”, “Памяти Городовикова” (А. Очиров), “Танец богатырей”, Тавшур “, ” Туула би“ (П. Надбитов), ”Тоһруна би “, ”Танец воинов 1812 года”, “Ойратский стан”, ”Чичердык” (В. Эрдниев).
В первой половине 70-х годов у нас появились первые национальные кадры с профессиональным образованием, ставшие впоследствии руководителями ансамбля. Это выпускник Саратовской консерватории художественный руководитель Анатолий Цебеков, выпускник МГИКИ, главный балетмейстер, Ваш покорный слуга, выпускница Московского института им. Гнесиных хормейстер Валентина Джамбинова.
В эти же годы в “Тюльпан” пришли первые артисты балета, выпускники Ленинградского Академического хореографического училища: Д. Номинханов, Г. Манджикова, В. Эрдниев, а также учившиеся в этом учебном заведении Х. Шалхаков, В. Байсхланов, выпускники нашего культпросветучилища Ф. Ким, Е. Очирова, З. Коженкулова, А. Шатинова, сестры Ульяновы, Л.Замбаева.

– Каким образом работа в ансамбле в качестве главного балетмейстера и художественного руководителя сказалась на вашем творчестве в дальнейшем?
– С благодарностью вспоминаю то время, наши многочисленные гастроли по республике и за ее пределы. Осенью 1974 года наш ансамбль выехал в очередную гастрольную поездку в Среднюю Азию и Казахстан. Запомнилось, что было много встреч с деятелями культуры, представителями интеллигенции этих республик. Когда наш поезд прибыл в г. Кокчетав (Казахстан), там обратил внимание на четырех юных красавиц-казашек. Узнав, что мы из Калмыкии, они наперебой стали рассказывать легенду о красавице-калмычке и ее верной любви. В окрестностях Кокчетава (Синяя гора) произошло сражение между калмыками и казахами. После боя, в котором, согласно легенде, победили казахские воины, мурзы-военачальники увидели необыкновенной красоты юную калмычку, склонившуюся над павшим воином-калмыком. Очевидно, он был ее возлюбленным. Очарованные ее красотой, казахские военачальники потеряли дар речи. Чтобы овладеть красавицей, казахи затеяли между собой смертельную схватку. Дабы не пролилась кровь, девушка поставила условие, сказав, что взойдет на высокую скалу, и чья стрела достигнет скалы, она станет тому женой. Воины согласились. Девушка взошла на вершину, затем неожиданно бросилась вниз и погибла. Девичья честь, верность калмыцкому воину оказались для нее превыше всего.
Долгое время находясь под впечатлением легенды, я написал либретто для балета с прологом и эпилогом. Музыку к балету написал краснодарский композитор Владимир Чернявский.

– Анатолий Георгиевич, вы всегда ратовали за становление и развитие балетного искусства в Калмыкии. Даже предлагали при училище искусств открыть балетное отделение, но не находили понимания со стороны власти предержащих.
–Увы, это так. Но я не сдавался. В 1998-м году я создал муниципальный театр классического балета “Элиста”. Премьером нового театра был заслуженный артист Бурятии Менгелен Сат. Органично и изящно его дополняла балерина Вероника Миронова. Тесный контакт со зрительным залом был налажен у дуэта М. Лубсановой – Д. Брыкова во время исполнения фантазии композитора М. Грачева балетмейстера А. Очирова на тему калмыцкой песни “Тѳгрәш”. Увы, через 6 лет из-за финансовых проблем театр классического балета прекратил существование.

– Еще одна интересная сторона вашего творчества – это работа преподавателем теории и практики балетного искусства по приглашению Китайской Академии музыки.
– Ничего в мире случайного нет. Мои друзья-преподаватели КалмГУ, супруги Басанговы, позвонили мне и сообщили, что их дочь, проживающая в г.Москве, дружит с китайцами. От них она узнала, что их друзья ищут балетмейстера, преподавателя теории и практики балетного искусства. Таким образом в 2002-м году китайцы вышли на меня. Гостей из Поднебесной интересовал специалист, именно из России. “Русский балет – самый лучший в мире”, – объяснили они мне при встрече в г.Москве.
По прибытии в Китайскую Академию искусств мне выдали ключи от благоустроенной двухкомнатной квартиры в Доме иностранных специалистов. Прикрепили переводчика. При знакомстве он мне сказал, что у меня длинная фамилия. “Давайте мы вас будем звать О-Лаоши, что означает учитель”, – предложил он. Я не возражал. Пусть будет О-Лаоши.
Что было самым трудным в Китае? Язык. Но в течение года я овладел им на бытовом уровне. Постепенно перешел на самостоятельные уроки.
Приступил к работе в марте 2002 года. Сначала занятия проводились в старом здании, через 3-4 месяца выстроили суперсовременное здание Академии искусств. Студенты были обязаны заниматься в течение недели не только основной дисциплиной, но и проводить часы в библиотеках, посещать музеи, театральные выступления. Академия находилась в 15-ти минутах ходьбы. В вузе, помимо балета, обучали будущих музыкантов, скульпторов, художников и других работников искусства и культуры.
На первом же занятии теории и практики классического танца расспросил об особенностях китайского преподавания и нашел значительные различия по сравнению с методами нашего преподавания. У них многие предметы основаны на кун-фу, у-шу и других видах восточных искусств.

– Сколько человек было в вашей группе?
– Около 60 человек, большей частью девушки и 8 юношей. Меня удивило китайское трудолюбие. Не надо было по сто раз объяснять, схватывали на лету.
Режим учебы у них очень жесткий. Встают очень рано, идут на общеуниверситетскую зарядку. Потом завтрак, и с 8.00 утра до 16.00 вечера – занятия. Еще они обязаны определенные часы заниматься в библиотеке. Три раза в неделю учащиеся могли прийти ко мне на квартиру, чтобы проконсультироваться. В общей сложности отработал более четырех лет, но из Академии не уволился, до сих пор, будучи профессором, консультирую студентов и провожу занятия по скайпу. Иногда 2 раза в год вылетаю в Китай.

– У вас есть мечта?
– Я буду абсолютно счастлив, если руководство республики примет решение считать временем основания ансамбля “Тюльпан” 3-е сентября 1871 года. Именно в этот день в бывшем имении князя Тюменя на р.Волге произошла историческая встреча калмыцкого князя с императором России Александром II. Хозяином имения было показано царю театрализованное музыкальное представление, состоящее из жанров калмыцкого фольклора, танцев, песен и джигитовки. Государю так понравилось, что он выразил желание видеть коллектив в 1872-м году на I Всероссийской политехнической выставке. И калмыцкие артисты выступили на этом мероприятии. Успех был невероятный! На представлении находился барон Карл фон Гагенбек, пригласивший калмыцких артистов на гастроли по европейским городам и странам. Гастроли состоялись и произвели фурор в Европе. Таким образом, 3 сентября 1871 года с легкой руки российского императора Александра II следует считать днем основания Калмыцкого государственного академического ансамбля песни и танца “Тюльпан”, как правопреемника первого профессионального национального творческого коллектива “Калмыцкий караван”. Все доказательства есть.

– Интересно, есть ли подобные прецеденты?
– Да, есть. Узнав о том, что в Калмыкии собираются отметить 150-летний юбилей ансамбля “Тюльпан”, Кубанский государственный хор под руководством В. Захарченко тут же объявил о 210-летии со времени своего основания. И 29 сентября 2021 года Кубанский хор широко отметил новую дату, хотя основанием для этого послужило создание церковного хора при кубанском казачьем соборе 1811 года.
Согласитесь, у калмыцкого коллектива больше оснований для признания датой своего основания 3-е сентября 1871 года.


Василий ШАКУЕВ