История одной калмыцкой семьи

12-07-2022, 11:26 | Общество

Многие из нас хотят больше знать о своей семейной истории, и в последние годы этот интерес стал особенно заметен. Перечитывая записи дел или воспоминания своих родственников старшего поколения, мы видим в своих предках живых людей с их драматическими судьбами. Порой это становится настолько волнующим, что хочется узнать о них больше. Когда молод и беспечен, не приходит в голову расспрашивать родителей о прошлом семьи, а у некоторых, может быть, и не было такой возможности, так как дедушки и бабушки рано ушли в мир иной.

Общественно-политические события ХХ века рвали родственные связи, вычеркивали из памяти близких людей, уничтожали семейные документы, порой вынуждали скрывать свое происхождение даже от собственных детей. Знать прошлое семьи было смертельно опасно, а забвение стало механизмом выживания. Возможно, это еще одна, более общая, причина обрыва памяти.

Старшее поколение народов, переживших репрессии и депортацию, помнит те трагические моменты, когда вооруженные люди насильно выводили их из домов и погружали в машины, практически не оставляя времени для сборов. Тем не менее некоторым калмыкам удалось вывезти статуэтки буддийских Богов, отдельные семейные фотографии, документы. Родословная семьи передавалась из уст в уста, от старших – к младшим. К сожалению, мало кто из молодых людей знает свою родословную до седьмого поколения, как было положено у калмыков. Студенты из Синьцзяна знают свою родословную до девятого колена. Так у них заведено.

Недавно в редакцию нашей газеты обратился земляк Александр Бараев. Волею судьбы он долгие годы прожил вне Калмыкии, старшие родственники уже давно ушли в мир иной. Однако старинные семейные фотографии дают почву для поисков своих предков. Семейная память хранит сведения о его деде, Бараеве Кольчи Кикеевиче. По скупым сведениям, а также из личного листка по учету кадров известно, что Кольчи Кикеевич родился в 1912-м году в селе Ульдючины Дивенского района Ставропольского края (с 1920 года – Приютненский район Калмыцкой Автономной области, с 1935 года – Калмыцкой АССР, ныне Республика Калмыкия).
В 1930-м году вместе со многими земляками, которые впоследствии стали известными писателями, поэтами, учеными, Бараев Кольчи Кикеевич был зачислен во второй набор на Калмыцкое отделение при Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского. В тот год на первый курс отделения было принято около 20-ти человек, в том числе Павлов Д. А., Муниев Б. Д., Каляев С. К., Урлаков С. О., Ванькаев И. Т., Сельвин Л. Ф., Бамбушев П., Манджиев Б. М., Гаряев Б., Бюрбеев Б., Менкенов Л., Дженгуров С. Д., Бараев К. К., Очиров У. У., Эрендженов К. Э., Балдургинов С., Шалбуров Г. М. и некоторые другие. Студенты второго набора были преимущественно выпускниками Калмыцкого педагогического техникума в г.Астрахани и имели стаж учительской работы в школе от 1 года до 3-х лет.

Указанное Калмыцкое отделение, созданное при педагогическом факультете Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, стало весьма важным этапом в организации высшего образования Калмыкии. Руководителем Калмыцкого отделения педагогического факультета СГУ с 1930 года был профессор Пашков Борис Клементьевич. Он с молодых лет изучал восточные языки, еще до Октябрьской революции окончил Восточный институт в г. Владивостоке. С 1957-го по 1959-й год Пашков Б.К. был директором Калмыцкого НИИЯЛИ.

Александр Бараев, внук Бараева Кольчи Кикеевича, вспоминает, что однажды, когда он был студентом Калмыцкого государственного университета, к ним на факультет пришел народный писатель Константин Эрендженов, который специально искал внука Кольчи Бараева. Он подошел к Александру, обнял его по-отечески и сказал: «Яһтлан ааван дурасмбчи? Йоста Кольчич!» («Как ты похож на деда! Один в один Кольчи!»). Известно, что в автобиографическом романе «Һалан хадһл» («Береги огонь») Константина Эрендженова главными героями были его однокурсники: Кольчи Бараев и Уташ Очиров. Более того, Константин Эрендженов и Кольчи Бараев жили в одной комнате, когда учились в г. Саратове.

Жене Кольчи Бараева после трагической гибели мужа удалось сохранить его личный листок по учету кадров, заполненный 30 января 1954 года. Нимя Пошевна хранила этот листок до самого возвращения на малую родину, и уже в Калмыкии берегла его до конца своих дней. По-видимому, он был очень дорог для неё. Личный листок по учету кадров Кольчи Бараева оказался важным и для редакции, так как содержал в сжатой форме информацию о нём. Из личного листка известно, что с 31 июля 1933-го по 1935-й год Кольчи Бараев работал учителем Уланской средней школы Черноземельского района Калмыцкой АССР (ныне п. Улан Эрге Яшкульского района). С 1935-го по 1936-й год служил в кавалерийском полку в г. Ворошиловске. После службы в Красной Армии с 1936-го по 1943-й год работал директором той же Уланской средней школы Черноземельского района, где он в 1933-м году начал свой трудовой путь учителя. В депортацию Кольчи Бараев вместе с семьей, матерью и сестрой попали в село Николаевка Москаленского района Омской области. С 1944-го по 1947-й год он работал там учителем школы.

С 1947-го по 1952-й год Кольчи Бараев был бухгалтером молсовхоза №4 Ульяновского района, счетоводом 7-летней школы Ульяновского района Омской области. В личном листке от 1954 года значилось, что он был семейным человеком. Записаны: мать, жена, четверо детей и сестра.
До реабилитации калмыков Кольчи Кикеевич не дожил: трагически погиб там же, в Омской области, в результате несчастного случая (был сбит машиной).
Редакция газеты будет благодарна всем, кто сообщит дополнительные сведения о Бараеве Кольчи Кикеевиче.

Намру МАНДЖИЕВ