Завещание через годы...

23-08-2022, 10:55 | Общество, Память

Летом сорок второго года на Дону, в Ростовской области, разгорелось сражение. Советские войска отошли от г. Харькова в результате неудавшегося наступления и с боями были отброшены в глубь страны. В этом сражении героически проявила себя 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия. Донская степь обильно полита на протяжении нескольких веков кровью калмыков, здесь покоится прах многих наших предков. Вот и в Великую Отечественную войну здесь сражались воины 28-й и 51-й армий, освобождавшие временно оккупированную территорию Ростовской области. В рядах этих армий воевали калмыки. Об одном из них мой рассказ.

Подвиг офицера
Несколько лет назад на моем мобильном телефоне раздался звонок. Мужской голос, энергично приветствовав меня, стал торопливо излагать суть дела. Пока вспоминал, кто бы это мог быть, на меня обрушился поток информации. Говорил Борис Чучинович Церенов, мой хороший знакомый. В моей статье “Воины из 28-й армии”, опубликованной в газете “Парламентский вестник” (2012 г.) Борис Церенов обнаружил фамилию дяди, младшего лейтенанта Церенова Э.Ч. Взволнованный читатель попросил о нем сведения, я же заинтересовался судьбой офицера. Оказалось, что Церенов Эрдни Чучинович пропал без вести на той страшной, ставшей далекой, Великой Отечественной войне. Я назначил встречу.
Борис Чучинович принес фотографию дяди, а я ему – описание боевого подвига, извлеченного из наградного листа, за который Церенов Эрдни Чучинович был удостоен ордена Красной Звезды.
В наградном листе младший лейтенант, командир взвода 3-го отдельного стрелкового батальона 159-й отдельной стрелковой бригады, записан как Царенов Эрдни Чушнович, родившийся в 1922-м году. Место призыва не указано, так как значился кадровым военным. В Отечественную войну Церенов Э. вступил с осени 1942 года. В наградном листе командир батальона старший лейтенант Мадоян так представлял боевые заслуги комвзвода Церенова (текст дается по оригиналу): “С 8 по 14 февраля 1943 г., находясь в составе отряда т. Мадояна и ведя бой за овладение станцией и привокзальной площади г. Ростова, проявил образцы мужества и стойкости, будучи в окружении автоматчиков и контратакован танками противника. Тов. Церенов сумел организовать отражение танков и пехоты противника, нанеся большие потери противнику в живой силе, сумел вывести свое подразделение, заняв оборону, держать под обстрелом вокзал и привокзальную площадь. 14 февраля 1943 г. участвовал во взятии вокзала г. Ростова.
За проявленную стойкость, умение организовать подчиненных в сложных условиях боя, за личную храбрость достоин награждения орденом Красной Звезды”.
Реляцию подтвердил командир 159-й отдельной стрелковой бригады 28-й армии Южного фронта майор Дубровин и наградил 19 февраля 1943 года младшего лейтенанта Церенова Э.Ч. орденом Красной Звезды.
Освобождение г. Ростов-на-Дону 29 февраля 1943 года (это было второе и окончательное освобождение города) нашло свое отражение в военной истории страны.

Освобождение Ростова
В ходе наступления на г. Ростов-на-Дону боевые действия вела 51-я армия, которая продвигалась с боями непосредственно к городу, ей содействовала 28-я армия. Две стрелковые дивизии и семь стрелковых бригад 28-й армии в первых числах февраля, преодолевая сопротивление противника, овладели рядом важных опорных пунктов на подступах к городу. К исходу 8 февраля 152-я и 156-я отдельные стрелковые бригады пробились на южную окраину Ростова, а воины 159-й отдельной стрелковой бригады заняли вокзал и привокзальную площадь.
По мере усиления натиска наших войск возрастало и сопротивление врага. При этом наиболее высокую активность он проявил в районе вокзала, где действовал отдельный стрелковый батальон старшего лейтенанта Мадояна Г. К.
Большую помощь им оказали подошедшие подразделения 1-го и 4-го отдельных стрелковых батальонов той же бригады. При отражении одной из наиболее сильных контратак командиры этих батальонов были тяжело ранены. Тогда Мадоян принял на себя командование всеми тремя батальонами, которые к этому времени оказались окруженными противником. Он организовал круговую оборону, искусно и мужественно управлял боем, личным примером вдохновлял бойцов и командиров. За период с 8 по 14 февраля воины под командованием старшего лейтенанта Мадояна отразили 43 атаки танков и пехоты противника, уничтожили до 300 его солдат и офицеров. За доблесть и мужество, проявленные в этом бою, многие были награждены орденами и медалями, а командиру батальона Мадояну Г. К. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Весточка через 70 лет
Эрдни Церенов был призван в армию в сорок втором году и направлен в Астраханское военное училище. Учеба была недолгой, фронт требовал бойцов и командиров. Домой Эрдни написал, что ему присвоили воинское звание «младший лейтенант» и направляют в действующую часть. Каких-либо известий больше не приходило. Фамилия из газетной статьи стала долгожданной весточкой для его родных. Искали Эрдни Чучиновича долго, но тщетно, вот почему был взволнован Борис Чучинович. Здесь следует сказать, что в Сибири детей Сангаджи-Гаря Чучиновича записали не по его имени, а по отчеству, так они стали также Чучиновичами. На войне сложил голову и другой дядя Бориса Чучиновича, Эрмяли Чучинович, место гибели которого неизвестно. Возможно, похоронки приходили родным, но по пресловутому указу о ликвидации республики калмыки были выселены на необъятные сибирские просторы, а их дома оставлены без присмотра, и Цекерта была сожжена. В семье Цереновых было пятеро детей, отец Бориса, Сангаджи-Гаря Чучинович, был старшим сыном, работал до выселения директором школы-интерната в Цекерте. Вслед за ним по возрасту шел Эрмяли, участник финской военной кампании, его призвали в армию в 1939-м году. Эрмяли и Эрдни создать семьи не успели. Сестра Нина была замужем за Манджиевым Чума Цеденовичем (брат известного актера Эрдни-Гаря Манджиева), который погиб в немецком застенке. Младшая сестра Светлана помогала Сангаджи-Гаря Чучиновичу поднимать на ноги шестерых сыновей и двух дочерей.
Борис Сангаджи-Гаряевич рассказал об истории единственной фотографии, которая осталась как память об Эрдни Чучиновиче. Сохранил ее Эрдни-Гаря Шуграевич Шуграев. В 1942-м году он приезжал по делам в г. Астрахань, выделил время и навестил односельчанина. Они сфотографировались, Эрдни был с другом. Одну фотокарточку Эрдни передал своей сестре Светлане, на ней воин сделал надпись: “На вечную память Светлане перед отправкой в часть от Церенова. 29 сентября 42 г.” Затем провел черту и под ней продолжил: ”Живи! И расти большой”.
Через семьдесят лет надпись на фотографии приобрела символический смысл и читается как завещание оставшимся: “Живите! И помните о павших, ценой своей жизни подаривших нам жизнь”.

Николай МАНДЖИЕВ