Было горько и обидно

30-08-2022, 11:25 | Общество

Жительница села Приютное Валентина Анджаевна Болдырева, почетный работник общего образования РФ, рассказала о нелегкой судьбе своих родителей, Очира Джадуевича и Галины Чалиновны Манджиевых (на снимке), в годы Великой Отечественной войны и сибирской ссылки, а также о возвращении в Калмыкию.

С нападением фашистов на СССР родители были на фронте. Галина Чалиновна Манджиева (в девичестве Боваева) в 1941-м году ушла добровольцем на фронт, прошла подготовительные курсы в г. Астрахани. Вместе с ней – и другие девушки-калмычки, все они были направлены на 2-й Белорусский фронт. Здесь 53 девушки-калмычки, в их числе и мать Валентины Анджаевны, проходили службу в 1569-м зенитном артиллеристском полку, молодые степнячки стояли у пушек и приборов. Находился этот полк в г.Гомеле, девушки сбивали вражеские самолеты и танки, не допуская к стратегическим объектам. Галина Боваева была наводчицей орудия, она, рискуя жизнью, отражала атаки немецкой авиации и танков. За особую зоркость и точность она получила звание «младший сержант».
Нелегко было калмычкам в военное время в непривычных для них белорусских лесах, приходилось выполнять тяжелую мужскую работу, спать в палатках под дождем. И все же молодые степнячки не падали духом, проявляя мужество и стойкость. Из 53-х девушек-калмычек Галина Боваева хорошо говорила по-русски. До войны окончила 7 классов, воспитывалась в детском доме, родителей потеряла в возрасте трех лет. В 1922-м году, когда Галина Боваева появилась на свет, Ики-Чоносовский аймак был переименован в Ленинский.

В 1943-м калмыцкий народ был несправедливо обвинен и подвергнут репрессиям. Младший сержант Галина Боваева и остальные девушки-калмычки были сняты с фронта и сосланы в Сибирь. Целый год они трудились рабочими в совхозе НКВД на станции Кривощеково Новосибирской области. В победном 1945-м году ее демобилизовали, она нашла родственников и устроилась на работу, на маслозавод. В годы ссылки Галина вышла замуж за Анджа Кюкеева, в браке родилась дочь Валентина. Но супруг трагически погиб, нелегко было ссыльной калмычке в тяжелое послевоенное время воспитывать одной дочь. Соседка, русская бабушка, помогала ей в трудную минуту, нянчила Валентину. Впоследствии Галина Боваева будет с теплотой вспоминать о ней всю жизнь. В 1950-м году она познакомилась со своим вторым мужем, репрессированным фронтовиком Манджиевым Очиром Джадуевичем, ставшим для Валентины Анджаевны вторым отцом.
У него были родители, по возрасту муж был старше на два года, родился в поселке Первые Ульдючины. Как и у Галины Боваевой, это был для него второй брак. Участвовал в боях на Курской дуге, в составе танковых войск освобождал города и села, оккупированные врагом, на территории СССР и Польши. В кровопролитных боях подбил много танков «Пантера». Через год после депортации гражданского населения Калмыцкой АССР был снят с фронта и отправлен в Сибирь, на спецпоселение в Новосибирскую область. Он так и не смог найти своих родственников и первую жену. В 1950-м году устроился рабочим в артель «Металлист», а вскоре познакомился с Галиной Боваевой, и они поженились. С разрешения комендатуры переехали в село Гжатск.

Рассказывая о том нелегком и суровом времени, Валентина Анджаевна Болдырева отмечает, что ее родителям, Очиру и Галине Манджиевым, было обидно и горько после огненных дорог войны быть сосланными с клеймом «предателей» и «врагов народа». Приходилось проходить унизительную процедуру в комендатуре, помимо моральных трудностей, калмыкам был непривычен суровый сибирский климат. Многие умирали от голода и холода. Приходилось есть мерзлую картошку и павших животных, жить в холодных бараках.

Со временем сибиряки поняли, что калмыки вовсе не враги, а оклеветанные люди. С местными жителями отношение были хорошие и дружественные. Помимо калмыков, в селе жили и другие ссыльные: немцы, эстонцы и поляки. Манджиевы были людьми щедрыми, хотя и сами терпели лишение, делись с такими, как они, ссыльными переселенцами продуктами и всем необходимым. В семье, кроме Валентины, родились еще трое детей, Борис, Полина и Надежда. Имя младшей дочери дали в честь надежды на возвращение домой. Как и все ссыльные, Манджиевы в тяжелые годы ссылки на чужбине верили, что вернутся на родную землю. В конце 1950-х годов калмыки стали возвращаться домой.

– В 1958-м году в мае мы выехали из Сибири в Калмыкию поездом, как обычно до станции Дивное, асфальта не было, на грузовой машине ехали, остановились родители у племянника Очира Убушиева, несколько дней пожили, подумали, посоветовались с ним. А все родственники, родные дяди отца, жили в Доценге, и они решили переехать туда. Жилья не было, остановились у дяди, родители вышли на работу, нас, детей, смотрела бабушка (мать Ивана Корнеева). Раньше строили дома из самана, и наш отец привозил саман на быках из Приютного и потихоньку построил дом. Этот дом до сих пор стоит. В тот год в семье родилась пятая дочь Нина, а в 1962-м родилась младшая, Ольга. Обучались мы с братом в начальной школе поселка Доценг, была она до 4-го класса, малокомплектная, но национальная. А мы из Сибири приехали, ни одного слова калмыцкого не знали, все общение было на русском. А коренное население Доценга, благодаря малокомплектной школе, общались с детишками на родном языке, и так они изучили калмыцкий язык. Потом продолжила обучение в селе Приютном, затем окончила Калмыцкий государственный пединститут физико-математический факультет. После окончания проработала 5 лет в школе Доценга, вышла замуж и переехала в с. Приютное, потом пошла на повышение и перешла в отдел образования, где проработала 42 года. А сейчас я на заслуженном отдыхе, – завершила свой рассказ Валентина Болдырева.


Савр БУДЖАЛОВ