Калмыцкий путешественник Овше Норзунов
Овше Мучкинович Норзу́нов, зайсанг Больше-Дербетовского улуса Калмыцкой степи, 1874 года рождения, путешественник, в конце XIX – начале XX столетий побывавший во многих странах Азии и Европы: в Тибете, Непале, Индии, Цейлоне, Франции и других странах.
В экспедициях в Тибет из России Норзунов О.М. принимал участие трижды: в 1898-м, в 1900-м и в 1901-м годах, являлся сотрудником Императорского Русского Географического общества, фотографии Тибета и его столицы Лхасы, сделанные калмыцким путешественником, публиковались во французских, английских, американских географических журналах в 1901-м и 1905-м годах, его очерк о путешествии в Тибет, Непал, Индию, Цейлон был опубликован на французском языке в 1901-м году.
Калмыцкий народ, в XVII веке перекочевавший из Центральной Азии в степи Северного Прикаспия, постоянно поддерживал взаимосвязи с Тибетом.
О путешествиях из Калмыцкой степи в Тибет издавались книги, так, в 1897-м году востоковед Позднеев А.М. к XI Международному съезду ориенталистов в Париже перевёл на русский язык и издал рукопись настоятеля Дунд-хурула Бааза Менкеджуева «Сказание о хождении в Тибетскую страну Мало-Дербетовского Бааза-багши», совершившего в 1891 – 1893-х годах путешествие на Восток, побывавшего в Тибете, Китае и Сингапуре, морским путём из китайского порта вернувшегося в Россию через Сингапур в г.Одессу. В отчётах Императорского Русского Географического общества Б. Менкеджуев назван сотрудником, российским правительством награждён серебряной медалью «За усердие».
Овше Норзунов первую поездку в Тибет совершил через Ургу, столицу Монголии, в 1898-1899-е годы, по поручению Агвана Доржиева, представителя Далай-ламы XIII в России, доставил письмо о ходе его переговоров в г.Санкт-Петербурге. В 1899-м году Норзунов О.М. записки о своём путешествии передал Императорскому Русскому Географическому обществу (ИРГО), и с этого времени стал его сотрудником.
В начале 1900 года Норзунов О.М. получил от ИРГО фотографический аппарат «SelfWorker» Парижской фирмы «Pipon» и набор фотопластинок фирмы братьев Люмьер. Путь Норзунова в Тибет во второй раз лежал через Францию, где Агван Доржиев заказал литейщикам в Париже изготовить несколько сот металлических чашек для тибетских монастырей. Норзунов должен был доставить чашки в Лхасу.
Из Марселя Норзунов 6 марта 1900 года прибыл в Калькутту на французском пароходе «Дюплекс», затем – в Тибет. Здесь он попал под подозрение полиции как русский шпион. После многомесячного разбирательства, в течение которого Норзунов проживал в монастыре Гхум под Даржилингом и регулярно отмечался в местном полицейском участке, он был выслан в Россию осенью того же года. Он привёз с собой фотографии Дарджилинга.
В конце 1900 года Овше Норзунов отправился в Тибет в третий раз, вместе с А. Доржиевым и шестью другими спутниками. Путешествие до Лхасы они совершили по караванной «Северной дороге» через Монголию и Западный Китай.
В Лхасу Норзунов прибыл 28 февраля 1901 года и находился там около месяца. В этот короткий период он сделал свои знаменитые снимки Лхасы. Он вернулся в Россию вместе с Доржиевым в составе «чрезвычайного тибетского посольства» к русскому двору для подписания русско-тибетского договора.
Своё пребывание в Лхасе и обратный путь, проходивший через Непал, Индию и Цейлон, Норзунов описал в очерке, опубликованном Ж. Деникером на французском языке. В нём путешественник отмечал, что фотографирование в Лхасе было сопряжено с большими трудностями и риском: ему постоянно приходилось прятаться и скрывать от окружающих свою камеру, поскольку фотографирование в Тибете было запрещено под страхом казни.
В 1900-м – 1901-м годах вместе с Норзуновым О.М. поездки в Тибет совершал и бурятский путешественник Цыбиков Г.Ц., снабжённый ИРГО английскими фотопластинками «Эмпрес» фабрики «Ильфорд». Таким образом, двумя путешественниками было сделано 50 фотографий Лхасы и Тибетских центральных провинций, Овше Норзунов сделал 29 фотографий, Г. Цыбиков – 21 фотографию.
Первыми в Петербург и Париж поступили фотографии О. Норзунова, в Петербург в июне 1901 года – с посольством А. Доржиева. В том же году его фотографии с видом дворца Поталы, резиденции Далай-ламы были опубликованы Ж. Деникером в октябрьском номере парижского журнала «География», и в декабре 1901 года – в лондонском «Географическом журнале». Таким образом, Овше Норзунов стал автором первой опубликованной фотографии Лхасы.
В 1903-м году Известия ИРГО опубликовали 9 лучших фотографий Норзунова О.М. с видами Лхасы, тибетских монастырей Галдан и Ташилхумпо, резиденции Панчен-ламы. Следует отметить, что фотографии Тибета Норзунова О.М. отличаются хорошим качеством и замечательным чувством композиции.
На Западе отдельные фотографии Норзунова и Цыбикова были опубликованы в различных журналах в 1901-м, 1903-м и 1905-м годах, в том числе две статьи Ж. Деникера. В них впервые подробно рассказывалось о трёх путешествиях Норзунова, вторая публикация являлась переводом на французский язык его путевых записок. Обе статьи были проиллюстрированы фотографиями, сделанными О. Норзуновым в Лхасе и по пути в Тибет. В 1904-м году Смитсоновский институт в Вашингтоне поместил в своём годовом отчете английский перевод лекции Цыбикова, снабженной девятью упоминавшимися фотографиями Норзунова. Источником новых фотографий, опубликованных в западных журналах, был изданный Русским Географическим обществом в конце 1903 года альбом, включавший в себя 50 фотографий Норзунова и Цыбикова, соответственно 29 и 21, и представлявший собой картонную коробку с фотографиями, каждая из которых была наклеена на картонный лист. Издание предназначалось в качестве подарка РГО зарубежным географическим обществам. Известно также, что летом 1905 года во время пребывания Далай-ламы XIII в Урге Цыбиков Г.Ц. лично преподнёс ему альбом РГО.
Фотографии Тибета и его столицы Лхасы, сделанные О. Норзуновым и Г. Цыбиковым прославили малоизвестный тогда американский журнал «National Geographic». В январском номере 1905 года журнал «National Geographic» опубликовал 11 фотографий с видами Лхасы и провинций Тибета с комментариями, 6 фотографий Норзунова и 5 фотографий Цыбикова. Именно с публикации этих фотографий начался триумф «National Geographic» и его фирменный формат – фоторепортаж.
Во время революции 1905 – 1907-х годов Овше Норзунов выступает за большую свободу исповедания буддизма. 5 февраля 1905-го, в своей докладной на имя председателя статс-секретаря Сергея Витте багш Дорджи Сетенов, нойон Давид Тундутов и зайсанги Овше Норзунов, Леджин Арлуев просили устранить все ограничения в религиозных вопросах, чинимые со стороны царской администрации, а также исключить из официальной практики термины «идолопоклонник», «язычник», «капище» и уравнять буддистов в правах с православными.
С 1911 года Овше Норзунов вместе с Агваном Доржиевым наблюдал за строительством буддийского храма в Санкт-Петербурге, на открытии которого были нойон Данзан Тундутов с супругой, востоковед Щербатский Ф.И., путешественник Козлов П.К. и другие.
В списках участников I-го Всесоюзного Духовного буддийского Собора, проходившего в Москве в январе 1927 года, назван и Овше Норзунов, всего на Соборе присутствовало делегатов – 51 человек: 26 – из Калмыкии и 25 – из Бурятии.
По одним сведениям, органами ОГПУ в 1929-м году Овше Норзунов как «вредный элемент» был выселен в город Камышин Нижневолжского края, откуда сбежал, якобы в Индию. По другим сведениям, О. Норзунов был репрессирован ещё в 1926-м году, и расстрелян или выслан в Казахстан. После этого следы его теряются, дальнейшая судьба этого незаурядного человека неизвестна.
Бембя ФЁДОРОВ