Наследие художника многогранно
Размыто сквозят в тумане пароходы, закат золотит затерянную среди могучих дерев деревушку, под зыбкими лучами света предстал мир, осыпанный поздним снегом. Все это пейзажи Валерия Монтышева: красочные, звучащие, зримые.
Я так давно не видела его работ, и вдруг они, как наваждение, напомнили о себе. В доме друзей живет на стене его пейзаж «29 мая 1991 г. Выпал снег». И сразу толпой цветной, певучей нахлынули воспоминания…
Живопись, графика – от всех его картин исходит ощущение единства человека и природы, их неразрывность. Художник представил на полотнах природу во всей ее грозной и могучей силе и мыслит жизнь человека на ее фоне – грандиозном и величественном.
Особенно мне нравилась серия картин «Байкал». Мир здесь объемный, полнозвучный. Вслушайтесь в названия картин: «Туман», «Вечер на Байкале», «Багульник», «Море» – и вы услышите музыку красок художника Валерия Монтышева. Написанные маслом, эти работы поражают великолепием и свежестью красок, точностью образа Байкала. Полотна передают чудесную, магическую власть красоты «священного моря Байкал». Поездки на Байкал в 90-х на творческую дачу Союза художников России были счастливейшим везением художника. Здесь он сумел понять душу природы. Валерий Монтышев языком красок выразил свою философию живописи. Художник обожествляет природу, она у него словно поэзия в красках, прекрасная и задумчивая.
Для меня особой нежностью веет от картины «Багульник», цветы на фоне смутно-белых вершин сквозят изнутри нежно-сиреневым цветом. Кажется, вся округа в тонком аромате первой зелени. Луч солнца ласкает первоцвет, отражая его в блеске стекла и матовости подоконника. Это не жаркое солнце юга, нет, это луч северного скупого светила, но рождает он созвучья напевов и ароматов вечной молодости весны.
Важнейшей творческой категорией для художника было Время. Реальное время течет в его картинах, как река, безостановочно. В том и сила искусства, что оно способно «остановить мгновенье», запечатлеть его на листе картона, на холсте, показать нам его красоту и тем самым развеять миф о его быстротечности и неуловимости. Картина «29 мая 1991 г. Выпал снег» – это остановленное мгновенье. Художник говорит о том, как чудесно было пробуждение, как сильны были восхищение и восторг от увиденного утром. Он передал нам все великолепие оснеженных деревьев. Почти зримо стоят они праздно-нарядные, с чуть проглядывающей из-под снега темной зеленью ветвей. Лес стал совсем непроходим. Каким незнакомым кажется этот мир, вчера еще заполненный весною, а сегодня погруженный в белое безмолвие. Стоит проглянуть солнцу – и все это растает, исчезнет, ручейками сбежит в долину. Это утро с нами навсегда благодаря кисти художника.
Картина «Сибирская деревенька». Я думаю у каждого, кто рожден в Сибири, зайдется сердце, когда он увидит этот пейзаж. Сумерки. Где-то там чуть видна затерянная среди великанов-деревьев деревушка. Все кажется тихим и давним, нет, не давним, а вечным: и печальная дремота вечера, и темная, почти черная зелень сосен. Здесь не живет эхо, оно тонет в завороженном покое. Лишь где-то за оградой засветились первые окна, да у ворот скулит собака. Здесь все как всегда, лишь мы ушли оттуда безвозвратно!
Рожденный в Сибири Валерий Монтышев, как и многие калмыки его поколения, был влюблен в суровую природу, в людей, мужественных, смелых, искренних, готовых в любой момент прийти на помощь. Он неоднократно вспоминал, как дрался с мальчишками с выселок, а потом, сдружившись, делились последним куском хлеба. Спустя много лет, впервые вернувшись в места детства уже состоявшимся художником, он понял, что те зарубки на сердце самые глубокие. Мольберт, палитра, кисти – и он перенес свои цветные сны на холст…
Этому настроению вторят картины «Домик рыбака», «Озеро в сопках», «В бухте». Хочется войти в этот мир, жить его грозной силой и печальным одиночеством. Написанные с натуры картины поражают наполненностью чувств. Хочется смотреть и смотреть на них. Познать всю глубину прозрачных холодных вод, видеть, как темнеют сосны на «синем лаке» неба и в белом вихре облаков, слышать глухие крики птицы в ночи и почти зримо ощущать руку Времени. Художник говорит нам: «Рожденные в Сибири, оно приходит к вам в ваших расплывающихся снах. Здесь мир вашего смутного детства. Не дайте реке Забвения омыть ваши сердца».
Совсем другой представляется серия графических работ Валерия Монтышева. «Чайки», «Прозрачное утро», «Курс на о. Ольхон» – они прозрачные, как утро весеннего дня, сквозные, их мир кажется сотканным из воды и света. Как легко небо на этих картинах, как безмятежен покой, и даже движение кажется дорогой в мир светлых бухт и тихих заводей.
Смотришь на полотна, и возникает мысль, что для художника Валерия Монтышева было важно оставить жить на долгие времена впечатление, порыв, рожденный в самой глубине его сердца. Картина «Чайки»: зримо колышутся прохладные волны, на крыльях приморского ветра качаются чайки, именно в таких заводях, глубоких и ледяных, плещутся по утрам звезды. Тишь. Мир открыт. И кажется, что солнце замерло, любуясь свежестью цветного мира, и лишь уходящие вдаль столбы говорят о пространстве, где все непостоянно.
Наследие художника многогранно: он много путешествовал по планете с мольбертом и красками. Его наследие столь обширно, что удивляешься вездесущности и любопытству Монтышева. А как он писал калмыцкую степь, ее небо! Как умел передать простор и весеннюю суматоху степи, разнотравье, весь этот мир кипучий перед жаром надвигающегося лета… А буддизм, его странствия в Тибет! Он отобразил свои мысли сочно, неистово кладя краски на холст, всплесками. Как будто чувствовал, что время съеживается. Валерий Монтышев ушел рано из жизни, в неполные 60 лет…
Как-то посреди праздничной суеты вернисажа он сказал мне: «Я был счастлив, когда писал эти работы. В них столько от меня, от счастья тех прожитых на Байкале дней, что сегодня я грущу… Что-то ушло от меня в мир – мир людей, и в этом моя радость и печаль».
В завершение скажу самое важное. Валерий Монтышев создал на своих полотнах мир реальный: в его картинах живет Время, увиденное его глазами, прожитое его сердцем. Для него была важна эта жизнь, именно она представлялась высшей ценностью, которую он оставил нам, преобразив в краски.
Гюльфери АККОЧКАРОВА, член Союза журналистов России