Память времени

07-09-2024, 12:42 | Общество, Память

Весной этого года в Артезиане проводили в последний путь росгвардейца Андрея Лавгаева
(на снимке). Офицер, сопровождавший своего погибшего боевого товарища, зачитал указ о награждении Андрея Валерьевича Лавгаева орденом Мужества.
На местном кладбище покоится прах еще трех воинов: старшего лейтенанта, командира танковой роты Шураева-Шибиджиева Алдара Алексеевича, рядовых Адудова Данзана Валерьевича и Шидеева Лиджи-Гаря Яшкуловича. Двое числятся пропавшими без вести: это сержант, командир штурмового отделения Слесарев Евгений Александрович и рядовой Халаев Алексей Валериевич. Говоря о них «артезианцы», не выделяют тех, кто родом из Цекерты. Последнее пристанище у них, ушедших из земного мира, одно, – на станции Артезиан…
Андрей Лавгаев из арвана хар-мергн, что означает «лучники с черным знаменем», история которого уходит во времена Чингис-хана. Мергн – древнее название багатура – батыра. Прапрадед Андрея, Харманджи Чонкаев, был старостой (главой) хотона, как свидетельствует архивный документ XIX века, а старост выбирали из числа уважаемых, состоятельных граждан. Прадед Харманджиев Лавга Чонкаевич погиб в Сталинградском сражении. Дед Лавгаев Эрмели, выросший в Сибири и не проходивший армейскую службу по злой воле политических обстоятельств, заслужил в Артезиане уважение людей. Отец Валерий Эрмалиевич прошел службу в Казахстане.
История династии Лавгаевых (в арване хар-мергн Андрей Лавгаев следует в 11-м поколении) в отоке бульчин, одного из отоков в нутуке Ончхан Эркетен улуса Эркетен, насчитывает около 400 с лишним лет.
НИТЬ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ
И НАСТОЯЩИМ
По окончания церемонии прощания с Андреем Лавгаевым ко мне обратился Юрий Иванович Егоров. Он сообщил, что его вызывали в райвоенкомат и вручили документы Григория Музаевича Егорова, брата его деда. В них указано, что Григорий Музаевич в ходе Великой Отечественной войны был представлен к званию Героя Советского Союза.
Разговор с Юрием Ивановичем, словно нить, связал события минувших лет с современностью. Но обстановка не соответствовала выяснению подробностей. Договорились, что полученные материалы Юрий Иванович передаст мне. Когда я бумаги получил, оказалось, что это публикация из интернета, размещенная на «Стене Черноземельского района». Кроме того, она была и на сайте «Бессмертный полк» детской школы искусств №1 г. Вольска Саратовской области. Так разговор с Юрием Ивановичем послужил началом для поиска сведений о славном воине из довоенной Цекерты.
Цекерта (с учетом входящих в сельсовет хотонов) в годы Великой Отечественной войны отправила на фронт около 300 человек, а из 9 сельсоветов Уланхольского улуса (района) ушли на войну более 3 тыс. человек. Известны имена старших лейтенантов Босхомджиева Х.Б.-Г., Манджиева Е.М., гвардии старшего лейтенанта Багликова М.К., лейтенантов Дорджиева Л.Т., Этеева Э.Х., старших сержантов Багликова У.Б., Босхомджиева Н.О., Турунхаева О.Б. и др., имевших боевые награды. Т.Я. Кутыгин из Цекерты и Г.Б. Сариев из Северного сельсовета представлялись к званию Героя Советского Союза.
У себя в архиве, куда я заглянул, вернувшись из Артезиана, нашел данные о наградах Григория Музаевича: старший сержант Егоров Г.М. был награжден орденом Отечественной войны 2 степени 30 мая 1951 года, орденом Отечественной войны 1 степени в 1985 году.
По следам боевого пути
Григорий Егоров (на снимке) родился 15 мая 1918 года в с. Бирюзяк Кизлярского района Ставропольского края (Грозненской области, по разным документам), а Калмыцкая автономная область была образована 4 ноября 1920 года. В документе юбилейной картотеки 1985 года местом рождения указан Каспийский район Астраханской области. Эта запись – отголосок упразднения Калмыцкой АССР. До войны семья Егоровых переехала в Цекерту. В армию Григорий Егоров был призван в 1939-м, так указано в документе о награждении 1951 года. В свидетельстве о болезни, выданном в марте 1945 года и в документе о награждении 1985 года датой призыва значится 1941 год, место службы – 181-й армейский пушечный полк, который в структуре воинских частей дивизии называется 181-й артиллерийско-минометный полк.
Удалось связаться с Вольском. Откликнувшиеся на мое обращение, опубликованное в интернете, попросили номер моего телефона, чтобы передать родственникам нашего земляка. Оказалось, что в городской школе искусств №1 работает внучка Егорова, она и разместила на сайте «Бессмертный полк» информацию о Григории Музаевиче. Мой электронный адрес переслали его внуку Сергею Николаевичу Егорову. Так завязалась наша переписка, а затем мы пообщались по телефону. Сергей Егоров и сообщил некоторые сведения о судьбе деда.
Григорий Музаевич Егоров женился на Анне Андреевне Мысковой. У них родились два сына и дочь, была и дочь Анны Андреевны от первого брака, которую удочерил Григорий Музаевич. Жила семья в с. Новоселово Колпашевского района Томской области.
После возвращения калмыков из ссылки семья Егоровых прибыла на родину отца. Села Бирюзяк, где родился Григорий Музаевич, уже не было, Цекерта была сожжена после депортации ее жителей. Обосновались на станции Артезиан, которая выросла на разъезде железной дороги, построенной калмыками. За 13 лет сюда приехали работать люди из разных регионов страны.
Ушел из жизни Григорий Егоров 10 мая 1995 года. Как сообщил Сергей Николаевич, после кончины Григория Музаевича его супруга переехала к дочери Валентине в Ростов, там она и закончила свой жизненный путь.
Сергей Николаевич пообещал связать меня с отцом – старшим сыном Григория Музаевича. В тот момент 75-летний полковник в отставке Николай Григорьевич находился в одном из московских реабилитационных центров. Поговорить не удалось, потому что связь с медучреждением была плохая. В дальнейшем общение продолжалось с Сергеем Егоровым.
ВОЕННАЯ СУДЬБА
Григорий Музаевич Егоров встретил войну на Украине, воевал в звании старшего сержанта во фронтовой разведке кавалерийского полка. В первый бой с фашистами он вступил при обороне Львова. В течение нескольких дней защитники города сдерживали натиск фашистских войск. Затем были оборонительные бои за столицу Украины, где старший сержант Егоров получил свою первую боевую награду «За оборону Киева» (но эта награда, отмечу, была учреждена в 1961 году).
В какой период войны Григорий Егоров оказался в рядах 9-й гвардейской казачьей дважды Краснознаменной Кубанско-Барановичской орденов Кутузова 1 степени Суворова 2 степени, Богдана Хмельницкого 2 степени кавалерийской дивизии (ккд), пока выяснить не удалось. Дивизия была преобразована из 12-й Кубанской ккд, которая была сформирована в январе 1942-го в Краснодарском крае. В мае-июне 1942 года 12-я ккд держала оборону на побережье Таганрогского залива. Впервые в бой частью сил вступила 27 июля 1942 года на реке Кагальник, а главными силами − 31 июля на реке Ея. В ожесточенных 4-хдневных боях воины отразили многократные атаки двух отборных немецко-фашистских дивизий – «Эдельвейс» и 4-й горно-пехотной, нанесли им тяжелые потери и принудили к отходу. В августе дивизия вела тяжелые бои в окружении в районе Туапсе. После прорыва за проявленные личным составом стойкость, мужество, дисциплину и героизм была преобразована в 9-ю гвардейскую дивизию (27 августа 1942 года). Григорий Егоров был награжден медалью «За оборону Кавказа».
В конце 1944 года старший сержант Егоров с группой из 8 бойцов получил важное задание: пробраться в тыл к немцам и взорвать железнодорожный мост, по которому враг подвозил боеприпасы и вывозил в Германию награбленное. Мост находился в 80 км от линии фронта. Через двое суток группа достигла цели. С наступлением темноты бесшумно сняли часовых и заложили взрывчатку. Вскоре отошедшие от моста диверсанты услышали оглушительный взрыв – приказ был выполнен.
Возвращаясь со следующего задания, группа Егорова напоролась на засаду. Бойцы заняли круговую оборону, вступили в неравный бой. Казалось, гибель была неминуема: патроны заканчивались, погибали товарищи. Из всей группы осталось три человека. Приготовились к последнему бою, они услышали громкое «ура!»: на помощь подоспели наши танкисты.
За выполнение этого задания Г.М. Егоров был представлен к званию Героя Советского Союза, но по каким-то причинам награждения не произошло. О подобных случаях с другими воинами-калмыками писали наши журналисты Илишкин Н.У., Годаев П.О. и др.
Затем были бои по освобождению Польши и Германии. В одном из боев Григорий Музаевич получил тяжелое ранение в ногу, которую в госпитале Баку вынуждены были ампутировать. Лечился он до июня 1946 года, вернулся с войны инвалидом.
КОННИКИ
9-й ГВАРДЕЙСКОЙ
Недавно я ездил в Подольск, работал в центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) с фондом 9-й гвардейской ккд. Искал сведения и по-калмыцкому имени Зургада (как сообщил Сергей Николаевич, так звали деда, а Григорием его стали звать на войне). Работа с архивными документами – дело кропотливое, долгое. Пока найти что-либо о Григории Музаевиче не удалось. Но поиски на этом не закончились, необходимо изучить материалы соединений и фронтов, в состав которых в годы войны входила дивизия.
В документах 9-й гвардейской ккд есть сведения о наших земляках. В «Справке к приказу 9 гв. КККК див. №025/н от 29 сентября 1943 г.» в числе награжденных указано два калмыка. В приказе о награждении значатся гвардии лейтенант Озаев Бадма Бушкаевич, командир огневого взвода 181-го гвардейского артиллерийско-минометногол полка, награжденный орденом Красной Звезды, и гвардии лейтенант Самохин Тавшха Шаштаевич, отмеченный медалью «За отвагу» и награжденный в 1943 году тоже орденом Красной Звезды. В «Справке к приказу № 06/н от 8.03.1943г.» указан один калмык, это гвардии лейтенант, замкомандира эскадрона 34-го гвардейского Кубанского казачьего кавполка Чевданов Михаил Даржинович, награжденный орденом Красной Звезды.
Ранее в одной из своих публикаций я называл имена других награжденных конников дивизии.
В одной из «Книг учета рядового состава» значатся фамилии и сведения о кавалеристах (цитата): «Батмаев Лиджи Коокуевич, 1925. Призван 1942 г., колх-к, холост. Калмыцкая АССР, Приволжский р-н, п. Кануково; Церенов Лиджи Лишт., 1898. Призван: март 1942 г. огороднич. Калм. АССР, Дербетовский р-н, М.-Дербетов. Жена: Церенова Джирг.»
В другом документе встретилась фамилия лейтенанта Кунгаринова. Это, очевидно, капитан Кунгаринов Нарсен Цуглинович, 1914 г.р., из Сладковского сельсовета, служивший в 30-м гвардейском кавполку 9-й кд. Ранее он состоял в 192-м Калмыцком кавполку 70 кд. Есть еще младший лейтенант Кунгаринов Эрдне Алексеевич, 1900 г.р., уроженец с. Ики-Чонос Яшалтинского района.
В «Списках безвозвратных потерь с 1 июля 1942 по 31 декабря 1943 г.» находим имена погибших земляков: «Надбитов Лари, казак, сабельник 32 гкп. 1907, Троицкий. Убит 25.2.43. Матвеев курган. Адрес семьи: Калм. АССР, Троицкий р-н, Приютненский с/с. Отец – Надбитов; Цереев Очир Надбитович, политр(ук). Зам. ком.эск. по п/ч. Убит 2.8.43 г. М. Курган. (Похоронен) 2 км с/в Матвеева Кургана. Призван: Троицкий РВК. Калмыцкая АССР, Троицкий р-н, Ленинский с/с.»
В другом документе находим сообщение о Церенове Очире Надбитовиче, вероятнее всего, он и политрук Цереев О.Н. – один и тот же человек. Документ гласит: «Мы, нижеподписавшиеся начштаба полка гв. капитан Гераськин А.И., отсекр. партбюро полка гв. ст. л-нт Власов В.Х. и завделопроизводством гв. старшина Долотов М.И. составили настоящий акт в том, что на нижеперечисленных в/служащих полка нет полных соцдемографических данных в штабе полка вследствие того, что за время нахождения полка в окружении с 12.08.1942 года по 22.09.1942 г. были уничтожены все штабные документы, в том числе и списки личного состава с полными соцдемографическими данными по форме №4-41».
О Церенове Очире Надбитовиче написано: «Вступил в бой с марша, погиб и нет полных данных. Не могли опросить так же, как и 8 др. казаков. Опросить было невозможно». В этом же списке есть еще несколько фамилий: «Шопиев Бадма Макдаевич, казак, сабельник. Вновь прибывший. Калм. АССР, Малодербетовский р-н, Камалинский с/с. Убит 2.2.1943 г.; Джабов (?)зур Джабович».
В другом деле этой же описи, в «Именном списке безвозвратных потерь» числятся убитыми: «Манджиев Кара Баевич, 1925 г., сержант. Призван Долбанским РВК в ноябре 1942 г. Мать: Манджиева Гедик Маджиевна. Калм. АССР, Долбанский р-н, Багацохуровского с/с, х. Хум»; Саряев Эренцен Хашнанович, казак, сабельник, 1916. Калм. АССР, Лаганский р-н, Призван Лаганским РВК, сентябрь 1941 г. Отец: Бадьма Ибизган (?). Калм. АССР, Авгинский р-н, Красинский с/с, пос. Талка».
В этом же документе указана известная в Калмыкии героическая личность – Джимбиев Михаил Савельевич. Здесь его фамилия звучит как Джембеев, «капитан командир эскадрона 30 гкп. 1915 г. Калм. АССР, Башанта, совх. №112. Кадр. РККА, 1936 г., умер от ран 15.9.43 г. Похоронен: х. Культуры Сталинской обл. Отец: Джембеев Савелий Гордеевич». Старший лейтенант Джимбиев М.С., командир 2 эскадрона 273-го кавполка 110-й ОККД, был награжден орденом Красной Звезды. Орденом Красного знамени приказом от 1.11.1943 г. по войскам 4-го Украинского фронта награждался уже капитан Джимбиев М.С., комэск 9-й гвардейской кккд.
продолжить дело
защитников отечества
Приближается 80-я годовщина Победы над нацистской Германией. А сколько еще остается неизвестных эпизодов, событий той трагической войны, со временем ставшей, благодаря отваге и мужеству воинов, героической. Среди тех, кто спасал мир от коричневой чумы были калмыки.
Анатолий Алексин говорил: «Люди не должны жить минувшим горем. Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить!» Все ли мы сделали для увековечивания памяти этих людей? Накануне каждой юбилейной даты общественность республики ждет решения вопроса о воинах-калмыках, представленных в годы Великой Отечественной войны к званию Героя Советского Союза, но не удостоенных этого высокого звания. В мире происходят новые военные конфликты, проблемы решаются на поле боя. Нынешние наши воины, уходя на службу, должны знать, что они продолжают дело защитников Отечества, заслуживших в Великую Отечественную за свои подвиги высокого воинского звания. Знать, что справедливость в отношении калмыков восстановлена и будет незыблема!
Найдены наградные представления на воинов Великой Отечественной войны, известны имена ее участников, чьи рассказы записали журналисты. И вот новое имя – Григорий Музаевич Егоров. Человек, живший рядом с отцами и дедами погибших на СВО артезианцев, чьи жизни и судьбы вошли в героическую историю России.
Николай МАНДЖИЕВ