Семь«я»: четыре дочери и три сына
Уроженцы Юсты Людмила Анатольевна и Канат Тулепович Темергазиевы создали свою семью в 2007 году. В этой межэтнической (смешанной) семье воспитываются четыре дочери и три сына. Семья пользуется всеми положенными многодетной семье льготами – по коммунальным услугам, питанию детей, проезду. Есть у них уже и внук, которого подарила старшая дочь Ульяна, живущая и работающая в Элисте.
В большой дружной семье Темергазиевых (на снимке) дети воспитаны в уважении к старшим, любви к родной земле. Ребята вежливы, сызмальства приучены к труду: помогают старшим по хозяйству и смотрят за младшими. И при этом успешны в обучении, активны в школьной жизни. Асель – второкурсница факультета СПО КалмГУ. Асима, получившая школьный аттестат с отличием, летом поступила в технический вуз Астрахани. Камила, Руслан, Артур учатся в школе, радуют родителей отличными и хорошими оценками. Младшему Дамиру – шесть лет, он еще посещает детский сад.
Мама большого семейства Людмила Анатольевна имеет три очень полезных для любой женщины профессии: швеи-закройщицы, лаборанта-эколога и воспитателя младшей группы. Третью специальность она получила, обучаясь заочно в Элистинском педколледже им. Х. Канукова. Это образование позволяет ей успешно работать в дошкольном образовательном учреждении «Байр» в родном поселке. Коллеги отзываются о Людмиле как о грамотном, инициативном специалисте, она всегда поможет в трудную минуту, даст полезный совет, приободрит добрым словом. Односельчане удивляются, как многодетной маме удается сочетать воспитание своих детей и добросовестный труд с полной самоотдачей в дошкольном учреждении.
Канат Тулепович, понимая как глава многодетной семьи лежащую на нем ответственность, берется за любую работу, чтобы повысить семейные доходы. Он работает сторожем, оператором котельной, водителем. Заведующая ДОУ А. Котвашева отметила, что коллектив очень благодарен Канату Тулеповичу за то, что он бесплатно раз в месяц доставляет в детсад воду на своем водовозе...
В прежние годы в нашей стране этническую принадлежность детей определяли по отцу. В новых условиях, когда в паспорте нет графы «национальность», человек сам определяет свою этническую идентичность и родной язык. Относительно смешанных семей сделать это взрослому человеку порой весьма сложно. Поэтому я осторожно спросила у Людмилы Анатольевны, знают ли дети казахский язык. Она ответила, что их бабушка общалась со старшими внучками на казахском, и поэтому они его знают, понимают речь других сородичей. С мальчиками в этом вопросе посложнее. В детском саду дети изучают калмыцкий язык, его они лучше знают. Зато в гостях у друзей-калмыков они обнаружили, что хозяева пьют молочный чай из пиал, и им это очень понравилось. Вернувшись домой, они решили, что тоже будут пить чай из пиал. Многодетная мама считает, что потребность знать казахский язык у ребят появится попозже. По мере взросления у них усилится мотивация и тяга приобщиться к языку своего отца.
Семья Темергазиевых содержала небольшое хозяйство. Но со временем сложно стало с ценами на корма, солому. Так что сейчас остались только куры, за которыми любят ухаживать младшие, они обожают наблюдать за птицами и комментировать их действия.
Когда Людмилу Анатольевну спрашивают, сложно ли воспитывать столько детей, она, улыбаясь, отвечает, что очень редко не устает. Но когда видишь, что твои дети доброжелательные, отзывчивые, заботливые, то усталость бесследно исчезает. «Когда в семье трое-четверо ребятишек, то там и пятому-шестому рады, – говорит она. – Поэтому не надо бояться трудностей, родителям надо быть просто очень терпеливыми».
Бальжир НАРМАЕВА