Династия его величества театра
Наша рубрика не будет полной по содержанию, если в ней не рассказать об удивительной семейной преемственности в театральном искусстве в лице потрясающей династии А. Нахимовская – А. Щеглов – Е. Медведев. Эта театральная династия – гордость Калмыкии, ее представители внесли бесценный вклад в нашу культуру. Несколько поколений талантливых, самобытных, уникальных артистов! Такое редко случается, и счастье, что это в Калмыкии.
Неподражаемая
Ася Нахимовская
Родоначальником династии является Ася Ефимовна Нахимовская, но если точнее, то ее отец, Ефим Яковлевич Нахимовский. Он окончил ГИТИС и был режиссером во многих советских театрах. Он и определил актерскую судьбу дочери, взяв ее 11-летнюю в свой очередной спектакль. Родилась Ася Ефимовна в 1923 году в Севастополе. В Калмыкию прибыла с мужем И. Рыклиным по направлению Минкультуры РСФСР из Ашхабада, где они служили в Русском театре. На момент приезда в Калмыкию в 1961 году, Нахимовская уже имела опыт работы в театрах Симферополя, Орджоникидзе (ныне Владикавказ), Энгельса, Измаила, Котласа, ею были сыграны десятки ролей. Но не будет преувеличением сказать, что настоящий талант актрисы раскрылся именно на сцене калмыцкого театра. И как же гармонично все сложилось: калмыцкий зритель искренне полюбил Нахимовскую, а она, не раз признававшаяся, что не встречала добрее людей, чем в Элисте, не отвечала согласием на приглашения театров Москвы и Ленинграда. Более чем за 30 лет Ася Ефимовна сыграла более ста ролей, и каков был репертуар! Это герои русской, советской, калмыцкой и зарубежной классики. Особенно дорогими она называла роли Варвары «Гроза» А. Островского), Машеньки (одноименная пьеса А. Афиногенова), Вассы Железновой (одноименная трагедия М. Горького). Признавалась, что очень ее потряс образ Сычихи из пьесы Н. Глазовой: сын главной героини дезертировал в Великую Отечественную войну и нашел убежище в родном доме. Но суровая Сычиха отдает сына под военный трибунал. Об этой роли Ася Ефимовна говорила: «...До конца моих дней она будет ролью, которую невозможно играть без душевного подъема, до полной самоотдачи». Спектакль был посвящен 40-летию Победы и имел огромный успех.
А еще были главные роли в спектаклях «Женитьба» Н. Гоголю, «Последний срок» по В. Распутину, по произведениям Джона Патрика, Кальдерона, Мольера, Лопе де Вега... Сколько же пережито вместе с героями, какая палитра характеров и судеб! Все ее роли в театре вошли в золотой фонд калмыцкого театрального искусства.
Ася Нахимовская по праву стала первой русской актрисой, кому было присвоено звание заслуженной артистки Калмыцкой АССР. В этом решении руководства Калмыкии были и признание ее таланта, и благодарность за неоценимый вклад в развитие театрального искусства степного края, и верность калмыцкому зрителю.
Режиссеры, художники, артисты, зрители в своих воспоминаниях отмечают человеческие качества актрисы: честность, справедливость, умение дружить, поддержать, образованность, начитанность, остроумие, юмор, веселый нрав, прямоту и отрицание всякой фальши – и на сцене, и в жизни. Некоторые ее даже сравнивали с Раневской, настолько Нахимовская была цельной, яркой личностью с независимым характером.
А характер был на самом деле крепкий: пережив несколько серьезных операций, актриса только не утратила жизнелюбие и оптимизм, но поддерживала всех, кто нуждался в помощи и советах. Зная ее биографию, можно допустить, что отчасти жизнестойкость достались ей от мамы, очень сильной женщины, пережившей в 1937 году донос и обвинение по 58-й статье (враг народа). «Будучи арестованными, многие не выдерживали и признавали все, в чем их обвиняли. Мать, например, обвиняли в связи с Косиором и Постышевым, к тому времени расстрелянными как враги народа. Мама ничего не подписала…» – вспоминала Нахимовская. 18-летней девушкой она встретила войну, помогала солдатам, ставшим инвалидами, после излечения добираться домой. Эта ее помощь позже была оценена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Ушла в мир иной Ася Ефимовна в октябре 1997 года, оставив о себе яркую память как как актриса и человеке.
Александр Щеглов: любимец публики и море обаяния
История Александра Алексеевича Щеглова – это история о том, как, будучи талантливой личностью, выдающимся актером, любимцем публики, оставаться верным зрителю, прекрасным семьянином, порядочнейшим человеком.
Родившись в Казахстане и прожив там 20 лет, в 1967 году Александр Щеглов приехал в Калмыкию, где он обрел счастье – родной театр, любимую супругу и семью, самых преданных поклонников своего таланта. Высокого звания «Заслуженный артист Калмыцкой АССР» он был удостоен в 40 лет, далее этапы творчества можно проследить не только по ролям, но и высоким наградам – званиям «Народный артист КАССР», «Заслуженный артист РФ», почетный гражданин Калмыкии. Но еще ценнее общественное признание: Александр Алексеевич дважды становился лауреатом премии «Муза», дважды победителем национального конкурса «Улан зала», причем в первом случае как «Лучший актер года», во втором – как режиссер за лучший спектакль года («Очень простая история»).
Дороги сердцу оценки и признание профессионального сообщества – экспертов, критиков, организаторов театральных фестивалей и конкурсов в престижных номинациях: за лучшую мужскую роль в спектакле «Трудные люди» и Царя («Про Федота-стрельца»), «Актер России-2013» и звание «Лучший актер второго плана» на фестивале в Тамбове (спектакль «Страсти по Торчалову»). А еще Шарик Шариков («Собачье сердце» М. Булгакова), Пхелка («Антигона в Нью-Йорке» Януша Гловацкого), Губернатор («Корсиканка» Иржи Губача) и многие другие.
Список ролей и режиссерских работ Александра Алексеевича займет очень много места. Репертуар впечатляет: Пушкин, Островский, Горький, Чехов, Вампилов, Мережко, Коляда, зарубежная классика. А каких ярких эпитетов за свое дарование удостаивался Щеглов: любимец публики, кумир, рыцарь, мастер, «настоящее чудо, роскошь для этого городка» (имеется в виду Элиста, оценка московских коллег). Сам Александр Алексеевич признается: «Что касается ролей, я играл все: от пионера до героя-любовника и асоциального персонажа. Какие только мне роли не давали! И в каждую я вкладывал душу, стараясь в ней найти что-нибудь свое. И так на протяжении всей жизни». А вся его жизнь в Калмыкии – почти шесть десятков лет! – связана с профессиональной сценой: сначала это Калмыцкий драматический театр им. Б. Басангова, а потом и навсегда Республиканский русский театр драмы и комедии.
Сегодня наш герой полон энергии, все также занят в театре. Много времени Александр Алексеевич занимается с детьми, ставит с ними спектакли и праздники. Не мыслит себя ни дня без театра, без коллег – артистов и режиссеров, с которыми когда-то работал и работает сегодня. Еще он потрясающий семьянин, любящий и заботливый отец, дедушка и прадедушка.
Егор Медведев: новая страница в семейной летописи
Дети и внуки знаменитых театральных актеров часто растут за кулисами и в гримерках. С раннего возраста они знакомятся с профессией родителей. Вот и Егор Медведев, часто находившийся рядом с дедушкой в театре, впитал его неповторимую атмосферу. Сегодня он признается: «Театром я «заболел», когда с легкой руки дедушки Александра Щеглова меня заняли в спектакле «Пассажир без багажа» по пьесе Жана Ануя». Тогда Егору было 8 лет. Прошли годы. Он окончил Саратовский театральный институт и с 2013 года является актером Тюменского большого драматического театра.
Он востребован, играет много и любит свою профессию: «Ролей в моем послужном списке много, начиная с принца и Трубадура и заканчивая характерными ролями: Лариосик в «Днях Турбиных», Тихон в «Грозе», знаковая для меня роль Жадова в спектакле «Доходное место» по Островскому. Есть у меня и очень интересная роль Васеньки в «Старшем сыне» по Вампилову», – делился Егор в интервью газете «Байрта» в 2018 году. С тех пор список ролей пополнился новыми, актер Егор Медведев достойно продолжает семейную династию и часто благодарит деда: «Моя актерская жизнь только начинается, а он мастер, поэтому я стараюсь во всем на него походить, учусь у него абсолютно всему. Он потрясающий дедушка, очень отзывчивый и мягкий человек».
Творчески очень одарен и другой внук Александра Алексеевича Максим, он студент Калмыцкого госуниверситета, учится одновременно на филологии и журналистике.
И здесь просто необходимо сказать о человеке, который был стержнем, основой, связующим звеном в этой семейной династии, – это Лилия Ивановна Щеглова (поэтесса Лия Петрова). Внучка режиссера, дочь Аси Ефимовны, супруга Александра Алексеевича, бабушка талантливых внуков, она не была актрисой, но вдохновительницей точно: театр занимал и ум, и сердце. Она писала пьесы, рецензии, статьи, книги, была потрясающим зрителем – не просто вкусителем зрелищ, но заинтересованным участником действа с критическим взглядом в хорошем смысле слова. Талантливый журналист, публицист, драматург, она обеспечивала профессиональный круг общения из числа последователей и единомышленников. Любая семья представляет собой малую группу или сообщество, которые концентрируют в себе такие важные составляющие, как культурное и духовное пространство, своего рода социальный капитал. Лилия Ивановна была эпицентром этого богатейшего интеллектуального и нравственного пространства. Ее таланта хватало на всех – на маму, супруга, дочь Владиславу и сына Дмитрия, внуков Егора и Максима, на театр и коллег-журналистов.
Лилии Ивановны не стало в марте этого года, но своим более полувековым творчеством в журналистике Калмыкии внесла неоценимый вклад в становление и развитие советско-калмыцкой прессы, с ее именем связана яркая страница летописи региональной печати.
Ведущая рубрики: Раиса Дякиева, доктор педнаук, профессор