Калмыцкие военнослужащие в Монголии в 1921 году

12-12-2024, 10:02 | История

В 2024 году отмечается 100-летие образования Монгольской Народной Республики. В период становления нового государства активную помощь монгольскому народу оказывала советская Россия. Активными участниками строительства новой жизни в братской стране были калмыцкие военнослужащие, мобилизованные в помощь монгольским революционерам еще в 1920 году.

Архивные документы – свидетельства былых подвигов наших соотечественников хранятся и в государственных архивах, и в частных собраниях. Одним из таких собраний является коллекция доктора филологических наук Церен-Дорджи Номинханова.
Благодаря труду сотрудников в научном архиве Калмыцкого научного центра РАН сохранились дела, составляющие личный фонд ученого. Среди них – рукописи Ц.-Д. Номинханова, его опубликованные труды, собрания фольклорных и языковых материалов, а также работы его учеников, подготовленные под руководством ученого. Не менее интересные документы сохранились и в его личном (семейном) архиве, изучение которого впереди: он содержит десятки документов, писем, а также рукописи научных работ. В рамках проекта Российского научного фонда «Архив востоковеда Ц.-Д. Номинханова: каталогизация, исследование (к 125-летию со дня рождения» проводится работа по изучению архива ученого, его жизни, деятельности, научного наследия.
Для меня особенно ценными как свидетельства славного военного прошлого калмыков являются воспоминания Ц.-Д. Номинханова о калмыцких командирах, отозванных из мест дислокации их полков зимой 1920 года и направленных в Монголию для помощи народно-революционной армии в борьбе с противником. Ко времени прибытия калмыцких командиров в Монголию начались активные боевые действия с военными соединениями Унгерна, которые завершились их изгнанием и победой монгольских революционеров, основанием новой Монголии.
Среди тех, кто был на стороне новой власти, – первая группа калмыцких командиров. В своих воспоминаниях Церен-Дорджи Номинханов пишет о том, что вызванные в Москву командиры прибыли в столицу, где им оформили документы и выдали снаряжение в дальнюю дорогу. В феврале 1921 года они выехали на Восток: «Первая наша остановка на пути в Монголии была г. Омск. Здесь при штабе помглавкома Сибири для нас были организованы курсы для знакомства с предстоящей работой в Монголии, общим положением на Дальнем Востоке и другими важными вопросами того периода. Следующая наша остановка была в г. Иркутске. Сюда мы прибыли в распоряжение штаба V армии и прикомандированы к Дальне-Восточному секретариату III Коминтерна. Из г. Иркутска выехали в Монголию как сотрудники монголо-тибетской секции Дальне-Восточного секретариата III Коминтерна. От г. Иркутска до г. Верхнеудинска ехали поездом. На станции Танхой, что являлась конечной станцией на берету озера Байкал, нас встретила пограничная застава Дальне-Восточной Республики (ДВР), которая проверяла документы и осматривала личные вещи. В г. Верхнеудинске жили немного и ждали отправления парохода. Из г. Верхнеудинска мы ехали на пароходе «Кооператор» по peке Селенга до пристани Усть-Кяхта. От этой пристани добрались до пограничного города Майначен, ныне г. Алтан-Булак, на конных подводах».
«8 июля 1921 года частями Монгольской народно-революционной армии и частями Красной Армии был занят г. Урга, ныне г. Улан-Батор – столица МНР. Была установлена народная власть в Монголии... Мы, сыны калмыцкого трудового народа, прибывшие на помощь братьям-монголам в самый тяжелый год борьбы монголов против своих врагов в 1921 году, прослужили в рядах монгольской народно-революционной армии по несколько лет, большинство из нас служило до 1925 года», – писал Ц.-Д. Номинханов.
В Монголии наши земляки действовали под иными фамилиями, присвоенными в период этой длительной и сложной командировки.
Так, сам Церен-Дорджи Номинханов получил имя и фамилию в Монголии, а после командировки они навсегда остались с ним, так как именно в Монголии родились его трое сыновей – Владимир, Вил и Денислав, которым была дана новая фамилия. Его имя и фамилия были – Борис Юнзуков. Прославил фамилию, данную во время командировки в Монголию, и его соратник Мацак Бимбаев, который до поездки тоже носил другую фамилию. Остальные красные командиры, входившие в состав первой группы командированных из Калмыкии, остались известны в истории Монголии под своими партийными прозвищами (новыми фамилиями и именами), но по возвращении на Родину вернули себе свои истинные имена.
В личном (семейном) архиве Церен-Дорджи Номинханова сохранились письма его соратников по монгольской командировке, содержание которых свидетельствует о том, что они являлись участниками монгольской революции, хотя в истории Монголии известны другие их имена.
Из этих документов следует, что среди калмыцких командиров были и командиры других национальностей, но из-за включения в эту группу они получили калмыцкие партийные имена. К примеру, в Монголии работал Цецен Кюлценгеев. Настоящее его имя – Илья Абрамович Теврюков. Он проживал в Иваново-Вознесенске (с 1932 года – Иваново), работал там в тресте. Через сорок лет после событий монгольской революции 1921 года И. Теврюков, подготовивший свои воспоминания о военной службе в Монголии, писал Церен-Дорджи Номинханову о необходимости подготовить специальный сборник материалов, посвященный 40-летию освобождения Монголии. Из других документов также известно, что в этой группе командиров, которой руководил Харти Кануков, служил Бен-Али, настоящее имя которого было Дрючков Андрей Дмитриевич.
В личном архиве Ц.-Д. Номинханова есть примечательное письмо от другого его товарища по монгольской командировке – Георгия Андреевича Шапшукова, в Монголии работавшего как Цебек Дорджиев.
Руководитель первой группы командиров Харти Кануков высоко отзывался о своих военных сотрудниках и их вкладе в освобождение Монголии от банд Унгерна: «Большинство сотрудников – добровольцы в Красной Армии, продолжавшие военную службу из старой армии, переброшенные в Монголию с фронтов, много лет не видевшие своих семей, которые подверглись голоду, и некоторые из семей погибли в голодный год... Сотрудники... в первое время совершенно не получали содержания (казна была пуста)... Преодолевая тысячеверстные расстояния верхом на лошадях и верблюдах, приходилось нести службу в песчаных безлюдных пустынях монгольской границы... Некоторые из них погибли там, некоторые смогли вернуться на родину с ослабевшим или совсем потерянным здоровьем».
Благодаря калмыцким историкам воспоминания калмыцких командиров, служивших в 1920-е годы в Монголии, были записаны и изданы Калмыцким книжным издательством в 1970 году в сборнике «С интернациональной миссией: Воспоминания участников Монгольской Народной революции (сост. Ю. Оглаев). Архивные материалы также содержат малоизвестные факты, о которых нам еще предстоит узнать.

Санан НОМИНХАНОВ