Ода матери на сцене драмтеатра

Вчера, 14:57 | Культура

В Национальном драматическом театре им. Б. Басангова 5 марта состоялась премьера драмы по мотивам одноименной повести Анджи Тачиева «Салдсин эк».

Автор сценария молодой драматург Герел Бадаева в интервью сказала, что стремилась разгадать, что хотел, но не мог сказать в то время открыто А. Тачиев. Она попыталась через художественный вымысел переформатировать то, что он мог сказать сегодня. Задумка молодого драматурга интересна и важна, потому как возвращаются из забвения те произведения наших калмыцких классиков, которые по идеологическим соображениям были отвергнуты.
В Год защитника Отечества, посвященный 80-летию Победы советского народа над фашистской Германией, такие спектакли очень актуальны. Повествование о судьбе простой калмыцкой женщины, потерявшей в военное лихолетье сына, разворачивает перед зрителем целое историческое полотно от послереволюционных событий до периода оккупации части территории республики. Главную героиню замечательно сыграли две актрисы: молодую Баранку – Мацак Салдыбаева, взрослую Баранку – Гиляна Убушиева, которая в очередной раз поразила точностью передачи всех чувств, пережитых женщиной в годы страшной войны. Баира Манджиева замечательно показала ээджу Харлу, которая дорожит каждым письмом своего внука и уходит безутешная вслед за ним.
Особенностью спектакля стало то, что буквально все актеры (кроме двух) играли героев в разном возрасте. В начале спектакля ребятишки в детском саду показывают истории, рассказанные им воспитателем Баранкой. Затем они преображаются во взрослых. Такое стремительное преображение, безусловно, свидетельствует об огромном потенциале актеров прославленного театра.
Санджи Пурсяков стремительно растет как режиссер. Множество сценических находок не только осовременивают постановку, но и позволяют глубже понять идею, особенности персонажей драмы Г. Бадаевой.
Хореография, поставленная Гюльнарой Булдыновой, необычна и тоже раскрывает психологическое напряжение спектакля. Особенно запомнилось танго, передающее накал ненависти, агрессии двух противников – Ангрыка (Аюш Очир-Горяев) и Манцы (София Катышева). Бесподобен танец двух отрицательных героев, убедительно сыгранных Владимиром Буяевым и Мергеном Сангаджи-Горяевым! Кстати, Мерген в этом спектакле проявил и прекрасные способности художника.
Музыку к спектаклю сочинил Церен Шанхоров, он пока неизвестен широкой публике. Но надеемся на его дальнейшую успешную композиторскую деятельность.
Огромная благодарность безгранично талантливой народной артистке РК Ольге Надвидовой, осуществившей замечательный перевод текста на калмыцкий язык.
После спектакля выступил народный поэт Калмыкии Владимир Нуров, который поблагодарил театральный коллектив за внимание к литературе прошлых лет, за память к прозе А. Тачиева. Как всегда, на высоте был непревзойденный оратор на калмыцком языке ректор КалмГУ Бадма Салаев, который эмоционально поблагодарил актеров, весь коллектив за признание, увековечивание имени известного калмыцкого писателя Анджи Тачиева. Дочь писателя Кермен Джушхинова отметила вдохновенную игру каждого актера и пожелала всем постоянного премьерного настроения, пытливого, понимающего и доброжелательного зрителя. А новому спектаклю – востребованности и сценического долголетия.
Спектакль о вечном поиске себя в постоянно меняющемся мире, где много страданий, потерь, предательств, уверена, будет интересен современному зрителю.

Людмила НАМРУЕВА