Памятники калмыцкой аристократии

Многие представители калмыцкой аристократии имели свои имения, после смерти им устанавливали памятники, цацы и субурганы. Некоторые из них сохранились до настоящего времени, а народная память хранит интересные предания и легенды об этом.
К калмыцкой аристократии относились ханы, нойоны и зайсанги, ламы, багши и гелюнги, которые занимались управлениями улусов, аймаков и хотонов, буддийских монастырей и хурулов.
До наших дней сохранилось имение чоносовских зайсангов Дондуковых из Манычского улуса, это постройки середины XIX столетия. У входных дверей имения находится мемориальная доска с родословной Дондуковых и тамгой бага-чоносов. Рядом с имением установлен памятник Эмген-Убаши и Занджину Дондуковым. В 1877 году на личные средства зайсанга чоносова рода Дондукова при ставке Элиста были построены дом для канцелярии заведующего с квартирой для приезжающих лиц; новый дом надзирателя Элистинской лесной плантации; казачья казарма для казаков, выполнявших функции полиции в Манычском улусе; конюшня на 15 лошадей и магазин-склад для провианта казаков и фуража для лошадей.
Зайсанги Дондуковы так же, как и зайсанги Балзановы в Манычском улусе, занимались, кроме коневодства с организацией скачек и выставок лошадей, выращиванием фруктовых садов, способствовали развитию земледелия с хлебопашеством, открытию школ и училищ для просвещения народа.
В Волгоградской области есть остатки имения нойонов Тундутовых, здесь сохранились развалины фонтана, привлекающие многих исследователей. В Астраханской области было имение нойонов Тюменей около Хошеутовского хурула, где бывали известные люди: французский писатель Александр Дюма, русский шахматист Петров, знаменитые путешественники, музыканты, художники и многие другие. Серебджаб Тюмень участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе 1813-1814 годов, награжден многими боевыми орденами и медалями. Памятник на его могиле изображен топографом Чередеевым в 1850-х годах. Серебджаб Батыкович Тюмень был депутатом Государственной Думы России IV созыва, в ходе Гражданской войны в 1920 году вынужден был эвакуироваться из Крыма в Турцию. В эмиграции он жил в Болгарии и скончался в Софии в 1937 году. К слову, из Болгарии в Калмыкию доставлена плита от памятника нойону С-Д.Б. Тюменю, которая хранится в фондах Национального музея РК им. Н.Н. Пальмова.
Участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, награжденный за храбрость Георгиевским крестом, большедербетовский нойон Михаил Гахаев был женат на дочери генерала Готовицкого. Гахаев слыл большим театралом. Есть его фотопортрет с автографом и дарственной надписью, подаренный 2 марта 1903 года известной актрисе Вере Комиссаржевской. Скончался Михаил Гахаев в 1907 году. На его могиле был установлен памятник с узорчатой оградой.
В Лаганском районе находится сакральное место, где в 1761 году было кремировано тело калмыцкого хана Дондук-Даши. 7 марта 2022 года ритуал «Өөрдин орна теңгрин саң» у субургана хана Дондук-Даши проводился монахами Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
До середины 1930-х годов у хурула в Цаган-Амане находилась цаца известного в народе Орчи-ламы. Сам цаганаманский хурульный комплекс отличался изяществом архитектуры, его посещали представители русской аристократии, в том числе великие князья и княгини дома Романовых; У села Уманцево Сарпинского района находится восстановленный субурган Бааза-багш Менкеджуева.
В Манджикинах Ики-Бурульского района сохранилась усадьба зайсангов Цембелевых начала ХХ века. У гелюнга Больтэ Оляджинова в Башанте – ставке Больше-Дербетовского улуса с 1903 года – был хороший кирпичный дом, который до сих пор сохранился. В советское время в нем располагалась молочная кухня, а сейчас – наркодиспансер.
В Ростовской области установлен памятник багш-ламе донских калмыков Менке Борманжинову. К сожалению, этот памятник несколько раз подвергался актам вандализма с разрушением: кто-то искал в нем драгоценности, по слухам, якобы спрятанные там.
Бембя ФЕДОРОВ, кандидат медицинских наук, доцент КалмГУ