Мошенникам деньги отдают добровольно Не верьте звонкам незнакомцев
Одним из основных видов преступлений в телекоммуникационной среде является телефонное мошенничество, которое стремительно набирает силу и превращается в настоящую эпидемию. Только за текущий период в Калмыкии было зарегистрировано 22 факта преступлений, связанных с услугой "Мобильный банк", 11 фактов телефонного мошенничества, 2 случая мошенничества в интернет-магазинах, привел данные руководитель пресс-службы МВД по РК Андрей Басхаев. В интервью с корреспондентом "Хальмг унн" он рассказал о существующих схемах телефонного мошенничества, а также о том, какие меры необходимо принимать в одном из таких случаев.
- Мобильные сети предоставляют телефонным мошенникам особенно широкое поле деятельности, ведь мобильность оборудования заметно облегчает заметание следов и уклонение от ответственности, а наличие современных услуг, например, перевод звонка, открывает дополнительные лазейки. В сфере мобильной связи интеллект и фантазия мошенников работают на максимальных оборотах. Мошенники разбираются в психологии и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва мошенничества невольно выдаёт при общении.
Участились случаи мошенничеств с использованием услуги "Мобильный банк", позволяющей управлять счетами через мобильное устройство. Данная услуга "привязывает" банковский счет к номеру телефона клиента банка. Мошеннические действия в отношении последних возможны в случае смены ими номера телефона без переоформления услуги "Мобильный банк". Поэтому гражданам необходимо помнить, что при смене номера телефона необходимо уведомить об этом сотрудников банка, то есть данная услуга должна быть установлена на действующий номер телефона. Так, совершенно недавно в полицию с заявлением обратилась 61-летняя жительница Городовиковского района. Она сообщила полицейским, что неизвестное лицо мошенническим путем похитило с ее банковской карты денежные средства в размере 198 тысяч рублей. В ходе разбирательства установлено, что накануне заявительница разместила в интернет-сайте объявление о продаже домовладения. Несколько часов спустя ей позвонил неизвестный мужчина. Он сообщил потерпевшей о своем желании приобрести недвижимость. Со слов телефонного афериста, чтобы перевести предоплату на счет хозяйки домовладения, ей необходимо сообщить ему номер своей банковской карты и паспортные данные. После чего на номер мобильного телефона женщины пришло CMC - сообщение с кодом, который она продиктовала звонившему "покупателю". В результате проведенной операции со счета заявительницы было снято 198 тысяч рублей. И это лишь один из примеров.
Стоит отметить, что почти во всех случаях фактически операции по перечислению денежных средств на счет мошенников производили непосредственно сами потерпевшие. В борьбе с мошенничеством необходимо проявить внимательность и здравомыслие самих граждан.
В качестве наиболее распространенных схем телефонного мошенничества можно назвать следующие: "случай с родственником". Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение того или иного преступления (совершил ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Но, если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас так делать нельзя, так как он боится потерять погоны. Деньги необходимо привезти в определенное место или передать какому-либо человеку. Если абонент согласился привезти деньги, то ему называют адрес, куда он должен приехать. После того, как гражданин оставляет деньги в указанном месте или кому-то их передает, ему сообщают, где он может увидеть своего родственника или знакомого. Также существует "CMC - просьба". Абонент получает на мобильный телефон сообщение подобного характера: "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи на него определенную сумму и перезвони". Другой пример - "штрафные санкции оператора", то есть злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть и другие варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения), и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, а для этого нужно купить карты экспресс - оплаты и сообщить их коды.
Цель мошенников - заставить вас передать свои денежные средства "добровольно".
Мошенники очень хорошо знают психологию людей. Они используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, беспокойство за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз, любопытство - желание получить доступ к CMC-сообщениям и звонкам других людей.
- Получается, что методы мошенников становятся все изощреннее. Как же обезопасить себя от них?
- Чтобы противодействовать обману, достаточно знать о существовании мошеннических схем и в каждом случае, когда от вас будут требовать перевести сумму денег, задавать уточняющие вопросы. Телефонные мошенники рассчитывают
на доверчивых, податливых людей, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания. Спокойные, уверенные вопросы отпугнут злоумышленников.
МВД по Республике Калмыкия напоминает, что чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые люди или доверчивые подростки. При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности. Во-первых, следует отметить в телефонной книжке мобильного телефона номера всех родственников, друзей и знакомых, не реагировать на CMC-сообщение без подписи с незнакомых номеров, внимательно относиться к звонкам с незнакомых номеров. Необходимо критически относиться к сообщениям от неизвестных абонентов с просьбой перечислить деньги или оказать помощь, и не спешить выполнить то, о чем вас просят.
Во-вторых, никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону данные своих банковских карт и кодовое слово (пароль) для доступа к информации, содержащейся на данной карте.
Полиция Калмыкии обращается к гражданам: никогда не передавайте в руки и не перечисляйте денежные средства неизвестным лицам, которые представляются сотрудниками силовых структур, работниками медицинских, коммунальных, социальных и иных учреждений. Перед тем, как совершить какие-либо операции с деньгами, сообщите об этом родственникам или близким людям. Во всех случаях, когда вы стали жертвой телефонного мошенничества, вам необходимо обратиться по телефону 02 или позвонить на номер 4-09-64, круглосуточному телефону доверия, который входит в "горячую линию" МВД России, либо в ближайшее отделение полиции.
Карина БУЕНТАЕВА