Багш Чоносовского хурула

12-11-2015, 16:54 | Современник

Сегодня мы рассказываем об известном в народе гелюнге, эмчи, зурхачи Улане Адучинове. который служил багши Чоносовского хурула. Улан Адучинов (Ясн Тээчуд, Чонса Ээмг) родился в 1885 году в Чоносовском аймаке сальских степей. В детстве (1892 г.) он был отдан в манджики аймачного хурула, обучался тибетской медицине и астрологии в хурулах Монголии и дацанах Бурятии в конце XIX -начале XX вв. После возвращения в родной аймак был зурхачи и эмчи в Чоносовском хуруле . Также он прошёл обучение в Бакшинском хуруле Богшургакинского аймака у главного ламы донских калмыков Менке Борманджинова, по рекомендации которого в 1918 году стал багши Чоносовского хурула.
Здесь необходимо дать краткую историческую справку о калмыцких эмчи и зурхачи. В начале XVIII века, во времена Аюки-хана, к волжским калмыкам прибыл с Шакур-ламой (сменил шаджин-ламу Буканга) гелюнг тибетской медицины Санджи Аракба (Эмчи-Ахатен). В торгутовском улусе он основал Эмчинов хурул, который служил средоточием всех медицинских знаний в калмыцких степях. В нём получали образование все калмыцкие эмчи. Во времена Дондук-Омбо Эмчинов хурул стал располагаться в Икицохуровском улусе. Самые известные и знаменитые калмыцкие эмчи этого хурула XIX века: гелюнги Носта и Зодбо. Среди донских калмыков в конце XIX-го века и в начале прошлого лучшим эмчи считался Дамбо Ульянов (1844 -1913 гг.) из Эркетеновского хурула сальских степей.
С Шакур-ламой в начале XVIII века также прибыл зурхачи Арынг-Джалтын (астролог). У него было много учеников, которые расселились по всем улусам калмыцкой степи. В каждом калмыцком хуруле появились свои зурхачи. Самые знаменитые зурхачи жили в Малодербетовском улусе, в Малом Шабинеровом хуруле. Особенно славился в XIX веке зурхачи Боро-Мангна, предки которого до 7-го колена были зурхачи, и его предок, первый из 7-ми, учился непосредственно у Арынг-Джалтына.
В 1919 году вместе с гелюнгом Геленгякинского хурула Дорджи Бурметовым багши Улан принял завещание Менке Борманджинова, умершего от тифа. После гражданской войны вёл полулегально буддийские богослужения в Чоносовском хуруле. Улан Адучинов был репрессирован в 1928 году, сослан на Урал, затем в Сибирь, в Тюменскую область.
После реабилитации калмыцкого народа лама Улан вернулся в Калмыкию. В 1960 году лама жил в г. Элисте, по ул. П. Осипенко, принимал людей, составлял гороскопы, оказывал лечение по тибетским методикам. Следует отметить, что он составил калмыцкий гороскоп на 2100 лет, оставил записи с разборами старинных шахматных партий. После смерти ламы Улана, по завещанию все его ритуальные принадлежности переданы в Иволгинский дацан. Их отвез в Бурятию одноаймачник Пётр Никандрович (женат на племяннице багши Ксении Укурчиновне Адучиновой).
Своей подвижнической деятельностью в качестве гелюнга, эмчи и зурхачи лама Улан Адучинов помог многим людям. Большая просьба к читателям газеты: откликнуться тем, кто знал ламу Улана Адучинова, тем, кому он помог.

Бембя ФЕДОРОВ