Добрая, светлая сказка о материнской любви
В череде многих событий, произошедших в 2015 году, завершившийся Год литературы ознаменовался ещё и республиканским конкурсом на лучшее драматургическое произведение, который проводился по двум направлениям: лучшая пьеса на калмыцком языке и лучшая пьеса для детей и подростков. По решению жюри, лауреатом конкурса в номинации "Лучшая пьеса для детей и подростков" стал наш коллега, в недавнем прошлом ответственный редактор детского иллюстрированного журнала "Байр" и семейной газеты "Байрта", а ныне директор МБОУ "Большецарынская СОШ №2 имени М.В.Хонинова" Октябрьского района Эрдни Потаевич Канкаев. Победители были объявлены 17 декабря на торжественном закрытии Года литературы в Республике Калмыкия.
Эрдни Канкаев представил на суд жюри пьесу "Доброе сердце матери", написанную по мотивам калмыцких народных сказок и адресованную самым маленьким зрителям. Один из членов жюри, главный редактор литературно-художественного журнала "Теегин герл", заслуженный работник культуры РФ Данара Дорджиева отметила, что "... органичное сочетание условно-сказочного и реально-человеческого позволило автору превратить рассказ о непослушных сыновьях в интересный, но серьезный разговор "об ответственности маленького человека за свои поступки".
"Доброе сердце матери" - пьеса о том, как Дада-хатун спасает сыновей Айту и ждмбыла, заколдованных медноклювой старухой с джейраньими ногами. Видя отчаянное желание женщины вернуть детей, старуха хитростью завлекает ее к себе в услужение. И хотя Дада-хатун, пока троих сыновей вырастила, всему научилась, без помощи своих добровольных помощников ни за что не смогла бы выполнить задания медноклювой старухи. Главное достоинство Дада-хатун - уважение к окружающим. Для всех она находит доброе слово и во всем принимает сердечное участие. Вот за это любят ее и Серый Волк, и Кот, и Пес. Пусть старуха с джейраньими ногами могущественна и всесильна, но ничего поделать не может с желанием героев помогать друг другу.
В начале пьесы кажется, что злая колдунья все просчитала и у Дада-хатун нет шансов победить ее. Медноклювая старуха прекрасно разбирается в душевных качествах людей и беззастенчиво использует их с выгодой для себя. Колдунья знает, что люди не оставляют друг друга в беде, и, поймав в свои сети одного, она уверенно ждет остальных членов семьи. "Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, - только себя. У вас тысячи забот - о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке, и беспокоюсь. Вот и беру верх", - самоуверенно заявляет она. Старуха рассчитывает не отдать Дада-хатун сыновей, а саму ее сделать своей служанкой. Но медноклювая просчиталась. Да, она значительно сильнее всех выступающих против нее поодиночке. И, хотя смелый и находчивый Зула не раз одерживал верх, в конце концов, и он оказался побежденным. Но злоба и душевная черствость медноклювой старухи заставили отвернуться от нее всех, даже слуг. Людям помогают животные, которым нужна человеческая ласка и забота. И доброта побеждает, потому что каждый вносит свою, пусть и скромную, лепту в борьбу со злом.
Таков краткий сюжет произведения. Сказка учит творить добро, помогать всем, попавшим в беду. Анализируя развитие действия, кульминацию и финал пьесы, известный литературовед Д.Б.Дорджиева продолжает, что "глубинная сущность этого произведения - одна из самых дидактичных: ребенку нужно слушать и уважать маму". По словам Данары Басанговны,"... в пьесе-сказке "Доброе сердце матери" автор затрагивает широкий круг духовно-нравственных ценностей, которые связаны, в первую очередь, с главной героиней -Дада-хатун. В произведении Эрдни Канкаева возвышен образ матери, героической и мудрой в своей любви к детям, сильной своей неразрывной связью со всем тем, что есть доброго и благородного в мире. Идейным "центром" характера Дада-хатун являются вековые, отточенные народом естественные, природные законы жизни, дающие духовную гармонию. Они приводят нас к совершенно справедливому выводу: "Поэтический образ матери как бы символизирует гордость и прекрасное величие Родины, с любовью воспитывающей юных богатырей".
В завершение отметим, что на конкурс драматургических произведений поступила целая дюжина пьес. И тем более ценен успех нашего коллеги. По условиям конкурса лучшие пьесы будут поставлены на сцене Национального театра имени Б.Басангова и опубликованы в журнале "Теегин герл". Таким образом, в скором будущем нас ожидают новые спектакли. Поздравляем лауреата конкурса Эрдни Канкаева с замечательной победой и желаем новых творческих свершений!
Галина УШКАНОВА
Справка "Хальмг унн":
Эрдни Канкаев является автором серии публицистических статей на русском и калмыцком языках, опубликованных в региональной и российской печати. Принял активное участие в подготовке красочного издания "Этномир Калмыкии" (2012 г.), учебников, учебных пособий по родному языку и литературе для общеобразовательных школ республики и других социально значимых книг. Перевел на калмыцкий язык поэтические произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. В 2013 году озвучил электронную версию "Калмыцко-русского словаря", опубликованного в 1977 году и являющегося на настоящий момент единственным академическим изданием, способствующим активной пропаганде, сохранению, развитию калмыцкого языка. Автор-составитель литературно-художественных изданий "Сургмжта тежг келврмуд" (Буддийские притчи) и "Крыловин тежгуд хальмгар" (Басни И. А. Крылова на калмыцком языке). Перевел на калмыцкий язык "Православный катехизис" И. А. Глухова. Лауреат Национальной премии "Улан Зала" в номинации "Литературное творчество" (2014).