Таинственный народ Хазара

29-03-2016, 12:03 | Культура, Традиции

Как-то рано утром у меня в квартире пронзительно прозвенел телефон: утренний сон улетучился мгновенно. На связи оказался мой давний приятель. Он несколько взволнованно, заикаясь и тысячу раз извиняясь, объяснил мне, что заставило его позвонить в столь ранний час.
Дело в том, что он утром, работая в Интернете, нашёл на ютубе короткометражный фильм "Хазарейский танец". Просмотрев ролик и увидев в нём множество элементов калмыцкого танца, ход "ишкимдыка", "мольжура" и других движений, не выдержал и решился позвонить мне, как специалисту, чтобы подтвердить или развеять мысль о родстве наших народов,
хазарейцев и калмыков.
Хазарейцы проживают большей частью в Афганистане, Пакистане и Иране, о них я узнал из статей и интервью известных журналистов Н. Илишкина и А. Джавинова. Их собеседники, воины-афганцы, рассказывали удивительные истории, происшедшие с ними во время войны в Афганистане. Один из них утверждал, что мальчик-хазареец говорил на
чистейшем калмыцком языке, а некоторое время спустя уже беседовал с местными аксакалами на родном калмыцком.
Из некоторых научных источников я узнал, что хазарейцы говорят на старомонгольском языке XII-XIV веков. История этого народа изучена, видимо, недостаточно. Монгольские учёные предполагают, что хазарейцы остались здесь по велению Чингис-хана после завоевания Центральной Азии. Они делятся на несколько племён. Одно из названий племени созвучно слову "зюнгар". Они почти растворились в Афганистане, но внешне видно, что они монголоиды. Да они и сами знают, что являются потомками великого завоевателя, и гордятся этим. Во всех войнах Афганистана, в которых участвовали хазарейцы, они выгодно отличались от других своей храбростью и воинственностью: не боятся смерти и в бою отчаянны до сумасбродства.
Из другого источника я узнал, что их мужчины говорят преимущественно на двух языках - на монгольском и дари, (иранском) диалекте. А женщины общаются на одном языке - монгольском. Хазарейцы, давно приняли ислам и носят одежды, характерные народам Центральной Азии.
Из ещё одного источника стало известно, что они в основном в своей речи используют дари. И редкие семьи говорят на старомонгольском.
Таким образом, ясности в этом вопросе нет. Здесь большое поле для исследовательской работы историкам, филологам, искусствоведам и культурологам.
Лично я впервые с хазарейцами познакомился в Австрии, в Вене. Моя первоначальная попытка заговорить с ними на калмыцком языке успеха не принесла: они никак не отреагировали на мою речь. Тогда я повторил обращение на английском. Тут же последовал ответ, что они не калмыки, а хазары. Из дальнейшей беседы уже через переводчика по имени Амин, афганца по происхождению, живущего в Австрии, выясняется, что наши калмыки уже не раз подходили к ним с подобными расспросами, и это стало их, мягко говоря, раздражать. Надо сразу говорить, что наши общие предки - монголы. В этом случае можно рассчитывать на контакт с ними.
Мне довелось долгое время преподавать в Китае, и всё это время пытался найти новые сведения о хазарейцах: обращался к местным уйгурам (кстати, элементы калмыцкого танца встречаются и в их культуре). Счастливый случай представился: уйгуры познакомили меня с двумя хазарейцами, которые рассказали о происхождении своего народа, предками которого были монголы. Они уже давно мусульмане, но тем не менее очень переживают, что варвары разрушили древнейшие святыни - статуи Будды в Афганистане. Народ хазара намеревается принять самое активное участие в восстановлении этих памятников древнего искусства. Мои новые друзья сообщили о том, что вся история и жизнь хазарейцев - это борьба за выживание, их приблизительная численность: 1,5-2 млн человек. 300 тыс. из них проживают в Пакистане, 80 тыс. - в Иране. Некоторые называют себя хазара-монголами.
И наконец, о том, так ли близок нам хазарейский танец, о котором мне сообщил мой приятель. Я внимательно просмотрел видеоролик и искренне удивился увиденному. Сходство элементов было явным. В чём же дело? Стал разбираться. Выясняется: танец, просмотренный мною, исполняют артисты балета Бурятского Государственного театра песни и танца "Байкал". Коллеги бурятского театра вольно интерпретировали хазарейский танец, внеся в него элементы калмыцкого танца под традиционную домбровую музыку калмыков. И хотя движения калмыцкого танца талантливо вписались в этот номер, всё же это творческая фантазия бурятского хореографа, который, вероятно, слышал истории калмыцких воинов-афганцев о встречах с хазарейцами.
Если говорить о хазарейских танцах в чистом виде, большого сходства с калмыцкими танцами я не обнаружил. Хотя некоторые движения, такие как, например, "ишкимдык", у хазарейцев исполняются своеобразно. Есть элементы монгольского "холькура" и т. д.
Констатируя вышесказанное, надо признать, что хазарейская история и культура до конца не изучены: то ли они являются осколком Хазарского каганата, то ли - империи Чингис-хана. Но наличие монгольского языка говорит о многом...
Исследовательские работы об истории и культуре этого удивительного, таинственного
народа может привести к неожиданным открытиям. Чем больше мы узнаём об этом народе, тем большее восхищение овладевает нами.
Хазара-монголы - мужественный и гордый народ, обладающий своей несомненно удивительной историей и культурой!

Анатолий ОЧИРОВ,
заслуженный артист КАССР,
профессор Китайской Академии искусств