Спектакль о жизни: какова она есть

29-03-2016, 17:04 | Культура

Премьера спектакля по пьесе известного балкарского драматурга Мурадина Ольмезова в постановке режиссера С. Бурлаченко, по мнению зрителей, прошла с успехом и вызвала столько эмоции, что ее по окончании еще долго обсуждали в фойе театра. Спектакль, как мне думается, ставил цель: обратить внимание зрителей на проблемы отношения к родителям, старшему поколению и подсказать пути их решения.
Пьеса современна. В ней много взято из повседневной жизни. В постановке идет речь о постепенной утрате в нашем обществе моральных ценностей, корней и традиций, что сегодня актуально.
Начало спектакля возвращает нас, зрителей, к родительскому дому. Надо отметить сценографию, тщательно продуманную режиссером С. Бурлаченко с художником - постановщиком Е. Варовой. Начало захватывает. На переднем плане - женщина,
штопающая одежду. Она при этом буднично разговаривает с мужем, убирающим опавшие листья во дворе. Их нехитрый разговор понятен каждому. Они говорят о детях, их долгом отсутствии, внуках, обещавших приехать на лето. Все выстроено правдиво, до боли знакомо.
Прежде всего, отмечу прекрасную игру Ивана Уланова, передавшего образ Джанвы, главы семьи, и Любови Лазаревой, по-женски задушевно сыгравшую его жену Шару. Они с первых минут мастерской игрой взяли в плен зрителей, установили связь между ними и сценой. Все с волнением следили за разворачивавшейся драмой. Ее пророчит больной Мацак, единственный, кто искренне любит родителей и мечтает привести в дом хорошую сноху, которая будет помощницей матери.
Приезд детей не приносит радости родителям. Зал с тревогой воспринял предложение сына Кюдера (В.Хургунов) продать отчий дом и отдать вырученные деньги его семье. Это повергло родителей в отчаяние. Они пытаются убедить сына и сноху Амту (О.Надвидова) в том, что потеря родного очага повлечет разрушение рода и будущего у внуков. Но они не прислушиваются к предостережениям стариков. Амта - по характеру сродни своему мужу: ею также движет нажива, и им не до воспитания сына Галзана (Ч.Тепенкеев), живущего своими интересами в отсутствии внимания матери и безвольного отца. Родители Галзана, занятые поиском обогащения, не видят и не слышат своего сына. Это обстоятельство, а также неурядицы в его семье приводят Галзана к самоубийству.
Интересно сыграли свои роли также артисты Т.Палтынова, С.Каджиев, Б.Пюрвеев, А.Мацакова, О.Такаева и другие.
И все же особняком стоит игра мэтров калмыцкой сцены Ивана Уланова и Любовь Лазаревой: невооруженным глазом видны искренность, естественность, простота и другие профессиональные качества, которым должны учиться их молодые коллеги. Например, в мизансцене, где Джанва прощается с домом и двором, артист так смог передать свои внутренние чувства, что это не оставило равнодушным ни одного зрителя: у многих на глазах были слезы.
То же можно сказать об образе Шары, который Любовь Лазарева подала так понятно и сердечно, что многие эпизоды спектакля с ее участием остаются в наших мыслях и памяти до сих пор.
Несомненно, постановка премьеры удалась. Она шла слаженно, в хорошем темпе, действие неоднократно прерывалось аплодисментами. Тема спектакля грустна и актуальна. Профессиональное сочетание драматургии, режиссуры, работы актеров позволили создать пектакль, который, надеюсь, долго будет в репертуаре театра.

Вячеслав МАСЛОВ