Борис Манджиев: "Как пройти путь Будды"

13-04-2016, 17:24 | Культура

В Национальном драматическом театре им. Баатра Басангова 15-16 апреля состоится премьера спектакля "Я - Будда". Режиссер-постановщик спектакля заслуженный деятель искусств России Борис Манджиев. Авторы сценария - Борис Манджиев и Виктор Хаптаханов, композитор Аркадий Манджиев. Накануне самой ожидаемой премьеры наш корреспондент побеседовал с Борисом Манджиевым.

- Борис Наминович, как возник этот замысел?

- Эта тема давно привлекала меня. Но казалось, что я не имею права прикасаться к ней. Это было священно. Министр культуры Хонгор Эльбиков при встрече сказал, что надо бы в театре поставить спектакль на буддийскую тему. Так Хонгор Бадмаевич стал автором идеи постановки. Я откликнулся, но потом задумался, как это сделать. Ведь столько версий, и столько интересных историй. Какое новое слово мы можем сказать? Было столько метаний и размышлений, поисков, пока не нашли свою историю. Нас поддержали шаджин - лама Калмыкии Тэло Тулку ринпоче, хурул. Так началась работа. С учетом специфики театра мы постарались учесть все пожелания и создать историю Учителя, не нарушая канонов. Благодаря министру проект стал программным.
- Кто из артистов занят в спектакле?
- Вся молодежь театра. На сцене будет 21 человек: подготовленные, натренированные, грамотные, собранные актеры. Безусловно, и не без таланта. В ходе подготовки мы все учились, я сам готовился к каждой репетиции, общался с актерами, рассказывал им, что и как, почему именно так. И они также много читали. Бесспорно, впервые выходить на такой материал очень ответственно. Я чувствовал, что и для актеров не все так просто, но зато как интересно.
- Но, кроме всего, еще очень актуально?
- Во-первых, это была священная тема. И актеры знают, что тема как никогда актуальна: во всем мире идет столкновение людей на почве недружелюбия, не принятия конфессии... К сожалению, в результате этих стычек бывают жертвы, потери
территорий, людей, родины. Трагедия происходит во всем мире. И тема нашего спектакля достаточна актуальна.
И все понимают, что людей привлечет даже только одно название спектакля, и они придут. А там уже увидят их, артистов, то, как они преподнесут. Для них это очень важно.
- Борис Наминович, у вас сложилась хорошая команда единомышленников.
- Команда у нас сложилась давно. Композитор Аркадий Манджиев, хореограф Ирина Самсонова, художник Елена Варова, педагог по вокалу Инесса Месхишвили - мы вместе осуществили не одну постановку. На этот раз, как постановщик, могу сказать, что они подняли планку еще выше. К примеру, Ирина Самсонова просто поражает своими сценическими находками: в пустом пространстве в пластическом решении хореографа возникает такая феерия мизансцен.
Надо сказать, что я редко бываю доволен своей работой.
- Но это ведь и хорошо, так как это не дает самоуспокаиваться, дает импульс к дальнейшему совершенствованию...
- Сейчас могу признаться, что боялся этого спектакля. Казалось бы, что нового я могу сказать. В этой истории мы со своей командой зашли с другой стороны: сумели выйти на иной взгляд на историю жизни Великого Учителя. Думаю, это будет интересно жителям республики, и, может быть, и зрителям ближнего и дальнего зарубежья.
- Согласно учению, ведь мы все можем быть Буддами.
- Вопрос только в том, сумеем ли мы вынести ту дорогу, которую выбрал наш Великий Учитель. Ведь у каждого своя дорога, и что мы напишем на этой белой дороге жизни, так и будет. Другой дороги у тебя не будет. Никто не будет за тебя замаливать твои грехи.
Кто же судья? Хоть раз в жизни каждый человек задается этим вопросом. Наш спектакль и об этом тоже. Какая она, твоя дорога жизни?
Будда прошел этот путь. Отказавшись от мирских благ, искал пути избавления от источников страдания. И, в конце концов, он достиг совершенства. Сможем ли мы, каждый из нас? Да, сможем. Учитель учит: вы можете. Но, видимо, человек так устроен, что у него в жизни много соблазнов, силы воли мало. Цель неточно определена. Поэтому не все могут начать этот путь. Некоторые на середине пути. Но, слава богу, что можем пройти какую-то часть пути. К этому призывает Учитель, поэтому это реальный человек, который является для нас примером, Учителем, но не богом, он сам просил об этом, не называть его богом, идолом.
Такая концепция близка мне и нравится. Это дает нам шанс заново перестроиться на любом этапе своей жизни.
Поэтому эта история будет интересна молодым, начинающим жизнь. И людям заблудшим. И тем, кому никогда не поздно обновить дорогу.
- А на какие реальные источники вы опирались?
- Я прочитал очень много литературы. Обращался к разным источникам, иногда даже
противоречащим друг другу. И обнаружил какие-то театральные вещи. Накопился такой огромный объем материала, что однажды меня прорвало: сел и написал сценарий за четыре дня. Но тот первичный материал прошел через "сито" театра, и вы увидите уже художественное воплощение идеи.
Пьеса требует каких-то столкновений характеров, взглядов. Если поставить, как молитву, то не будет интереса, и это не дело театра. Наверное, некоторые ожидают, что это спектакль - храм. Нет. В постановке будет молодой человек, который приведет себя и нас к какому-то моменту прозрения.
Я приоткрыл для себя какой-то краешек завесы жизни Великого Учителя и прошу зрителей заглянуть туда. Невозможно этот огромный океан мудрости втиснуть в спектакль. Просто хочется поделиться восторгом перед мужеством этого человека, оценить вместе с вами его поступки. Как он похож на нас, и как он не похож на нас!

Галина ХЕЙЧИЕВА