Путь к учению Будды - вечный

19-05-2016, 12:39 | Духовность

Муутл-багши (Овьянов Мутл) - первый калмыцкий лама нашего времени, который прошел полный 16-летний курс обучения в буддийском монастыре "Дрепунг Гоманг". В ноябре 2014 года он вернулся на родину, и с апреля 2015-го приступил к обязанностям настоятеля Центрального хурула Калмыкии "Золотая обитель Будды Шакьямуни". Обеты гелюнга принял в феврале 2000 года от Его Святейшества Далай-ламы XIV, монашеское имя - Тубтен Чоджак.

- Уважаемый Муутл-багши, расскажите коротко о себе.
- Я родился 2 февраля 1977 года в п.Цаган-Нур Октябрьского района Калмыкии в многодетной семье. После окончания Цаган-Нурской средней школы поступил на физфак КГУ. В 1994 году оставил обучение в университете и ушел в первый буддийский хурул Калмыкии, который находился тогда по улице Лермонтова. Там уже были Санджи-гелюнг, Виталий Манкиров (тогда послушник, ныне - настоятель Лаганского хурула) и геше Джампа, немного позже приехал геше Дугда. Геше Джампа стал первым учителем, объяснявшим тибетский алфавит, молитвы и основы буддийской логики и диалектики. Примечательно, что он все буддийские темы объяснял устно, не позволяя вести записи. При этом о рассказанных делениях, определениях и т.п. спрашивал на следующий день.
- Как вы пришли к вере?
- Первые соприкосновения с живой буддийской традицией произошли в юном возрасте. Тогда в п. Ханата вел прием гелюнг, кажется, его звали Бада Павлович. Отец несколько раз ездил к нему на встречу и брал с собой меня. Гелюнг знал астрологию, проводил гадания и читал молитвы на тибетском языке. Скорее всего, он получил образование в Чееря-хуруле. Первым монахом, которого я увидел воочию, был Санджи-гелюнг, приехавший в п.Цаган-Нур. В то время он получил образование в Монголии и был в монашеском одеянии. В тот период уже стала появляться буддийская литература в виде брошюр.
Наша семья была верующей, мы знали, что есть перерождения. Ханатинский гелюнг рассказывал об этом отцу и другим людям, а мы в это время крутились вокруг старших и тоже слышали эти рассказы, разные истории.
- Это послужило толчком?
- С раннего детства я, как и другие, молился, совершал простирания, читал "мани", ставил "зул", отмечал калмыцкие праздники. В 17 лет я пришел в хурул.
- Какова была реакция родителей?
- Поначалу они не хотели отдавать меня в хурул и желали, чтобы получил светское образование, но я проявил твердость.
Прослужив два года в армии в Подмосковье, я вернулся в Аршанский хурул, который к тому времени уже был построен. Почему вернулся? Некоторые люди сами себе создают проблемы на пустом месте, как они всю жизнь стремятся обрести то, что невозможно с собой забрать после смерти, настигающей абсолютно всех... В общем, мне хотелось чего-то другого, большего, и есть вещи, которые не купишь ни за какие деньги.
- Как проходили занятия в хуруле?
- С 1997 года в течение двух лет я был послушником в Аршанском хуруле, постепенно стал изъясняться на тибетском, и, благодаря занятиям с геше Дугдой, мог вести утренний молебен.
На большее внимание у геше Дугды не было времени, так как его постоянно забирали люди для проведения ритуалов. От геше Дугды я получил обеты генина. Ген Лодой занимался с нами тибетским языком и заучиванием текстов, геше Джампа - буддийской философией.
- Когда вы поехали на учебу в Индию?
- В 1999 году. Ехал один, на руках у меня была только визитная карточка гостиницы монастыря Дрепунг Гоманг в Дели. Помогли базовые знания тибетского и элементарные знания английского языков. Пока оформлялись документы для поездки на юг Индии, я поехал в небольшой монастырь - филиал монастыря Дрепунг Гоманг в Нанитале. Там работал администратором геше Нгодуб (самый старший монах из ныне работающих в нашем хуруле), и полтора месяца я ходил на утреннюю службу и заучивал тексты. В Гоманге к моему приезду уже проходили обучение шесть калмыков. Мне уже было двадцать два года, моими однокурсниками, в основном, были 15-16-летние послушники, но были и постарше меня. Там получил обеты гецула (первичные монашеские обеты) от учителя, который сегодня является держателем трона монастыря Гандэн. К непривычному климату адаптировался довольно быстро. Меня, с учетом знаний, полученных в калмыцком хуруле, сразу зачислили на второй курс. Начались занятия, дебаты, молебны, и в таком режиме прошло шестнадцать лет.
- За это время вы приезжали на родину?
- В 2002 году из-за окончания срока визы мне пришлось вернуться домой, оформить новый паспорт и получить студенческую пятилетнюю визу для поездки в Монголию. Раз в пять лет я приезжал в Калмыкию для получения визы и обновления загранпаспорта.
- Что включают в себя 16 курсов буддийского монастырского образования?
- Первые четыре года - знакомство с буддийской логикой и диалектикой. Затем пять лет изучаются парамиты - по тексту Майтреи "Украшение ясных постижений", которые необходимы для лучшего понимания полноты и глубины буддийского учения (сейчас проходят в течение шести лет). Далее в течение двух лет познаются воззрения прасангики мадхъямаки (наивысшие буддийские философские воззрения), потом два года обучают буддийской метафизике (абхидхарме), и завершается курс изучением в течение двух лет "кодекса нравственности" (винаи - монашеской дисциплины). Самый трудный предмет для освоения - это парамиты, но зато после нее гораздо легче понимать последующие темы, в том числе и прасангику мадхъямаку.
- За время вашей учебы приезжали ли в Индию калмыцкие послушники и каковы были их успехи?
- Да, приезжали. Со временем пришлось взять на себя ответственность за вновь прибывших послушников из Калмыкии, некоторым из которых было всего десять лет. Они не могли готовить для себя, стирать и т.д., и нужно было присматривать за ними. Вначале мы жили в монастырском общежитии вместе с монголами, бурятами и тувинцами, затем, в 2006 году, построили свое калмыцкое общежитие, благодаря спонсорской поддержке Центрального хурула и жителей нашей республики, и стали жить отдельно.
- Отличается ли учеба в буддийском монастыре от учебы в светском вузе?
- Очень. Во-первых, в монастыре диплом купить нельзя. Очень строгая дисциплина: если не набираешь процент обязательных посещений, то не допускают к экзаменам. Все полученные знания важно уметь применять на практике, иначе получается сухая теория, даже если проведёшь в монастыре всю жизнь. Во-вторых, глубина получаемых знаний в буддийском монастыре невероятно огромна: в таком стиле и в таком объеме буддийскую философию больше нигде не преподают.
- Какова градация ученых степеней в буддийском монастыре?
- Их несколько: дорамба, капчу, цорамба, лхарамба. Геше дорамба - в настоящее время это своеобразный "почетный" геше. Это звание, которое может быть присвоено монахам в возрасте за их заслуги перед монастырем, и для его получения нет необходимости в полной мере завершать монастырское образование. Кстати, в Калмыкии первый дорамба - Санджи-
гелюнг.
По завершении полного шестнадцатилетнего курса обучения можно подавать заявление на сдачу экзаменов на звание геше капчу. Заявление рассматривает настоятель монастыря и назначает время сдачи. В год на все степени звания геше в монастыре Гоманг имеют право сдавать около тридцати монахов, а желающих очень много. Иногда своей очереди необходимо ждать годами. После утверждения настоятелем монастыря кандидатуры на сдачу экзаменов на соискание степени геше, претендент должен заказать и проспонсировать обширный молебен в своем родном монастыре, заказать для всех монахов монастыря пищу (завтрак, обед или ужин), поднести каждому монаху хадак и небольшое денежное подношение (в монастыре Дрепунг Гоманг сейчас насчитывается около двух тысяч монахов), затем необходимо заказать обед для монахов своего землячества. Калмыки входят в землячество Хардонг, в котором насчитывается более трехсот монахов. И только после этого можно сдавать экзамен. Их сдают по всем темам, пройденным за шестнадцать лет обучения.
После успешной сдачи экзамена каждый геше обязан в течение года пройти обучение в тантрическом монастыре (в Гюто или Гюме), там же сдать экзамен и возвратиться в родной монастырь.
- Трудно ли быть монахом и чем отличается работа настоятеля калмыцкого буддийского монастыря?
В Калмыкии настоятелю приходится больше заниматься административной работой.
Монахом быть нелегко: необходимо соблюдать все 253 обета. В Индии быть монахом легче, так как там для этого созданы все необходимые условия и никогда не прерывалась живая традиция.
- Когда состоится экзамен?
- Экзамены планируются осенью этого года. До начала экзамена необходимо завершить комплекс мероприятий, предшествующих сдаче на звание геше.
- Чем вы планируете заниматься в случае успешной сдачи экзамена на степень геше?
- Необходимо приложить максимальные усилия для восстановления и укрепления института монашества среди калмыков. Также планируется проведение лекций, семинаров и дарование обетов индивидуального освобождения для мирян с целью повышения общего уровня знания драгоценного Учения Будды в нашей республике.
- Спасибо вам за беседу.

Чагдыр САНДЖИЕВ, руководитель литературно-переводческого отдела Центрального хурула РК "Золотая обитель Будды Шакьямуни"