Прикоснувшись к священному сказанию...

01-06-2016, 17:41 | Культура

30 мая в рамках программы Дней культуры Калмыкии в Москве в зале Дома актера на Арбате состоялся спектакль Национального театра Калмыкии имени Баатра Басангова "Я - Будда" в постановке Бориса Манджиева. В зале мест не хватило, организаторы позаботились: принесли стулья. Аншлаг!
С приветственным словом к зрителям обратился Глава РК Алексей Орлов. Ревностные ценители и знатоки родного языка, московские калмыки, отметили неплохой уровень знания родного языка и желание говорить на нем у руководителя республики, речь которого прозвучала на калмыцком и русском языках.
В числе почетных гостей театрального вечера - Вера Васильева, - актриса советского кино из поколения великих. Актриса такой величины, без сомнения, штучный и уникальный продукт. В адрес Веры Кузьминичны было сказано много теплых слов, и ей они были очень приятны. Небольшая накладка: девочки, вышедшие вручать хадаки, несмотря на то, что наша гостья потянулась навстречу одной из них, стали вручать подарки сначала более молодым артистам, и только затем - Вере Кузьминичне. Может быть, от волнения. Но соблюдение протокола, делового и светского этикета на мероприятиях, имеющих статус национальных, должно быть выверено до малейших деталей, и проколов быть не должно! Именно мелочи делают и задают стиль, а в данном случае и демонстрируют уровень общей культуры народа. Спектакль начался. Все было необычно: режиссерская работа, драматургический материал, костюмы, актеры, игра актеров... Декорации были решены в модном современном минималистичном стиле. Однако это не мешало зрителям полно представить всю роскошь дворцовой жизни индийского принца. В первую очередь, благодаря великолепным костюмам. Мы сидели во втором ряду и могли видеть, что драгоценности и дорогие ткани в их имитации смотрелись благородно, без фальшивого блеска. Костюмы, выполненные с невероятной скрупулезностью, на калмыцких артистах выглядели очень органично: одежда ушедших эпох и далеких культур и цивилизаций смотрелась на сцене в высшей степени легко, свободно, естественно. В постановке была задействована молодежь недавнего выпуска ГИТИСа. Они все и каждый актер в отдельности выкладывались на сцене до самозабвения. Каждый, согласно сценарию и режиссерской мысли, воссоздавал на сцене характер своего героя с такой убедительностью, достоверностью, что зритель ошеломленно в течение всего спектакля молчал, веря каждому вздоху актеров.
Душевные переживания героя, его метания, открытия, а больше всего - непростое решение принца, который выбирает путь просветления - это очень тонкая работа. Актер Эренцен Авяшкиев с ювелирной точностью вырисовывает все эмоции, глубинные переживания своего героя. И держит зал в напряжении: души зрителей открыты каждому слову актера, а сердца их смиренны и пребывают в благоговении перед картиной рождения божественного.
Безусловно, Эренцен справился с этой сложнейшей и одновременно, как указывалось, тонкой работой с невероятным актерским мастерством, которое удивительно в молодом по возрасту человеке. Впрочем, здесь тот счастливый случай, когда сошлись все звезды: театральная школа ГИТИСа, природный дар и профессиональный наставник в лице режиссера. Еще и еще раз, возвращаясь к образу Принца - Будды, сыгранному молодым актером, думаешь, как важно здесь было иметь природное чувство вкуса и таланта как актера, так и режиссера, а также драматурга, которые в высшей степени деликатно и профессионально, не скатываясь в патетику и фальшь, смогли справиться с непростой задачей - показать на сцене начало божественного... Хотелось бы отметить без преувеличения работу всех актеров: они достойны этого. Несколько лет назад, когда более молодые из них были еще студентами, среди московской калмыцкой интеллигенции много говорили о талантливом молодом человеке, самородке из этого набора. И вчера зрители увидели его в спектакле "Я -Будда" в образе антипода главного героя - брата. Великолепная работа артиста Очира Такаева! Трагическую судьбу своего героя молодой актер передает с такой самоотдачей и душевным надрывом, что его бесславный конец оплакивает и зритель: у меня и моих соседок слезы навернулись на глаза, когда он уходит со сцены, тяжело таща за собой свою ношу дурных поступков и предательства брата. Харизматичен образ Дьявола (артист Чингиз Тепкенкиев), показанный на сцене. Прекрасная работа молодого актера. В этом случае хотелось бы отметить, как верно и точно сделан подбор актеров на роли! Блестящая работа режиссера, основанная на профессионализме и больше - на интуиции. Образ Дьявола вылеплен четкими мощными штрихами. Хорош и сам актер, каждое его появление на сцене очень ярко, он завораживает уверенной и в высшей степени профессиональной игрой. Здесь добавлю: после концерта мы обсуждали спектакль, беседовали с несколькими молодыми людьми, представителями нашей успешной продвинутой молодежи в Москве, друзьями моей племянницы. Так вот, всем ребятам безоговорочно понравился Дьявол, сыгранный молодым актером. Я и сама в восхищении от его умения перевоплощаться!
Без внимания зрителей не осталась работа молодых актрис, играющих ланей, которые приближаются к Будде, когда он медитирует, и позже сопровождают его. Какая изящная, воздушная, прекрасная работа! Актрисы, словно настоящие лани, - трепетные существа, танец их невесом, каждое движение отточено и проникнуто целомудрием, радостью и легкостью бытия. Очаровательные образы! Как говорится, короля делает свита. И такая игра молодых актрис, чья миссия, будучи рядом с Буддой, показать, оттенить свершение божественного, безукоризненна и выполнена профессионально и замечательно!
Прекрасна и профессиональна работа всей труппы! Танцы в исполнении актеров блестящи, здесь хотелось бы отметить хореографов. Просто здорово! Эмоции от души, выражаясь языком актеров. Сложная задача по передаче непростых элементов по рисунку и внутренней экспрессии (индийские танцы!) постановщиком танцев выполнена блестяще.
И еще один важный момент. Это пение драматических актеров, что было для меня полной неожиданностью. Голоса глубокие, мощные заполняли зал Дома актера, рвались за его пределы... Казалось, на степные просторы Калмыкии, а затем и дальше -через моря - океаны, континенты и острова... К священным для каждого буддиста местам, где искал и нашел просветление Будда.
Впечатляюща работа калмыцкого драматурга Виктора Хаптаханова, который смог прикоснуться к великому наследию буддистов и переложить его в прекрасный драматургический материал. Пьеса "Я - Будда" написана им в прозе, которая перемежается со стихами. Превосходная находка автора, которая еще и говорит о литературном даровании автора пьесы.
Спектакль "Я - Будда" - в программе Национального театра имени Баатра Басангова, посвящен 80-летию театра. И его режиссером является самый именитый известный калмыцкий режиссер Борис Манджиев. Спектакль "Я - Будда" - триумф режиссера. Хотя на счету Бориса многие успешные работы, вернее сказать, все его постановки высоко оценены и любимы зрителем и театральной критикой, но этот спектакль всегда будет стоять особняком в творчестве режиссера. И мы, зрители, приобщены к событию, ставшему явлением в театральной жизни республики, России. Калмыцкий режиссер Борис Манджиев блестяще осуществил сложную постановку сакрального, а значит -священного религиозного сокровенного сказания, которое веками сохраняют в памяти и в письменах миллионы буддистов всего мира.

Татьяна МАНДЖИЕВА