Все краски степи на юго-западе столицы

07-06-2016, 12:43 | Культура

1 июня, в рамках Дней культуры Калмыкии в Москве в галерее "Беляево" состоялась выставка современных художников Калмыкии "Степная сюита". Один из известных подлинно народных выставочных залов столицы принимал мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства степной республики со столичным размахом: под экспозицию были выделены три зала, площадь которых, однако же, оказалась недостаточной для экспонирования всех привезенных работ.
Здесь важно заметить, выставка продлится до конца июня и, как заверили, представители администрации галереи, абсолютно все произведения найдут свое достойное место в залах галереи. В чем не приходилось сомневаться, видя, с каким профессионализмом организовано все пространство выставки.
Выстроенная архитектура живописных полотен, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства, дополненная выверенной пространственной перспективой, а также продуманным освещением всего зала и каждой работы в отдельности приятно удивляла посетителей выставки своей элегантностью, вдохновляла каждого из них на вдумчивое и глубокое знакомство с произведениями искусства и духовное общение с их авторами.
Настроение москвичей на встречу с прекрасным укрепило и участие в официальной части - открытии "Степной сюиты", среди почетных гостей которой были деятели культуры России, представители .федеральных структур. Присутствующих приветствовал председатель правительства Республики Калмыкия Игорь Зотов. С небольшим вводным словом по искусству и культуре калмыков выступила директор Национального музея имени Н.Н. Пальмова Ирина Мучаева.
Теперь о главном. Запахи Великой Желтой Степи благоухали в зале: с художественных полотен на стенах выставочных залов вполне осязаемо веял вольный свежий степной ветер, терпко пахло чабрецом, мягкие волны тонких ароматов посылало ромашковое поле, среди же многих тонов и полутонов степного разнотравья явственно слышалась изысканная нотка горькой полыни...
Все краски Калмыкии (высокое синее небо, солнце во весь небосклон, плывущие облака), калмыцкой степи (белый ковыль, далекие горизонты, космические дали, буддийская умиротворенность великих открытых пространств), ее рек (сила и мощь Маныча, величавость великой реки Волги - Иджил) и озер (вечность Цаган-Нура, отеческая суровость Маныча - Гудило), взаимная любовь и многовековые дружба и сотрудничество во имя продления жизни семьи и народа рыбака-калмыка и Каспийского моря, а также дорогих сердцу каждого степняка цветов - лотоса и тюльпана и священных для каждого калмыка животных - лошади, верблюда, коровы и овцы были здесь, на юго-западе российской столицы. Калмыкия дарила свою красоту, тепло и многоцветье красок всем пришедшим на выставку, благодаря божьему дару своих детей - их таланту.
В экспозиции выставки были представлены произведения художников, графиков, скульпторов разных поколений. Изобразительное искусство Калмыкии было представлено следующими известными работами: "Айса", "Медитация", "Урлдан" Николая Шиняева, "Степная сюита", "Просветление" Виктора Терехова, "Сон воина", "Монголия. Араты. Из цикла "По следам Великого Шелкового Пути" Валерия Монтышева, "Чингисхан", "Мандала Авалокитешвара", "Встреча" Александра Поваева, "Амуланга", "Благопожелание", "Чингис-хан", "Баатр", "Верблюд", "Красный лотос" Владимира Ошланова, "Память матери", "Вдова" Василия Хахулина, "Ацтекское время", "Время искривления пирамид" Дмитрия Санджиева, "Рожденные на коне" Юрия Хаджинова, "Ночной Маныч", "Степь весенняя" Владимира Леджинова, "Потомок Джангара" Цебека Адучиева, "Читая стихи", "Дерево надежды", Старый тополь" Татьяны Сереченко (Сураевой), "Элистинка баба Дуся", "Женщина во времени" Ивана Имерева, "Поминовение", "Обращение к Богу" Юрия Бадмаева, "Бардо", "Тишина" диптих "Бардо жизни" Владимира Киштанова, " Портрет художника Руслана Всеволодовича Тимошенко" Юрия Давыдова, "Депортация. Скала скорби" Валерия Леджинова, "Под небом Калмыкии" Виктора Баталаева, "Принцесса Ниржидма" Халги Поваевой, "Мудры и мантры", "Город золотой", "Священные животные кочевника" Дельгир Сангаджиевой, "Золотые ворота" Олега Чудутова, "Западные ворота горы Меру" Tenzin Dezel, "Гадание на бараньей лопатке", "Красавица" Ирины Надбитовой, "Берендеевка" и другие работы Владимира Бадмаева.
Монументальное искусство Калмыкии ассоциируется, в первую очередь, с именем мэтра - известного скульптора Нарана Эледжиева. Посетители на выставке подолгу задерживались у работ мастера "Земля предков", "Ойрат", " Цаган аав", пытаясь постичь неведомые миры... При создании образов Цаган авы - мифологического божества из добуддийского пантеона, почитаемого калмыками как всенародный покровитель, а также калмыка - кочевника, воина-ойрата скульптор работает с невероятной точностью и продуманностью: природные линии дерева, например, благодаря умению мастера видеть и находить высокую суть вещей в обыденном, перетекают в изломы ран воина, его морщины - память о непростых решениях и трудных боях и походах.
Творчество известного мастера Евгения Гашинского было представлено панно "Восторг" и "Добро и зло", замечательной работой из кожи, дерева и меди "Бортхо". Большой интерес посетителей выставки вызвали работы Галины Ушановой: бусы, серьги из серебра и другие работы. Экспозиция выставки включала немало других предметов декоративно - прикладного искусства, которые привлекли внимание посетителей. Например, инкрустированный серебром нож с ножнами - необходимый предмет для калмыка - кочевника, шахматы из кости, дерева. Причем, это было необычно и интересно для москвичей: шахматные фигуры, выполненные на высоком художественном уровне, символизировали мифологические существа из фольклора калмыцкого народа. Простите, не называю авторов этих интересных и запоминающихся работ. Прошу прощения у тех авторов художественных полотен, скульптур, панно и других работ, кого не назвала. Значительную часть выставки занимали картины калмыцких художников, что стало настоящим праздником для любителей и ценителей искусства живописи. Каждое полотно магнетически действовало на расстоянии: притягивало к себе энергией и талантом творца, мощью и необычностью заложенной идеи, высоким художественным исполнением. Таким было наше общее мнение с Ольгой - московской дамой из той категории эстетствующей столичной публики, которая не пропускает ни одну значительную художественную выставку в Москве.
Мы обошли всю выставку, подолгу задерживаясь у каждой картины и делясь эмоциями, наблюдениями, оценками, впечатлениями. - Передайте, пожалуйста, - сказала Ольга, обращаясь к представителю администрации галереи "Беляево", - калмыцким художникам, что я восхищена их творчеством, этими удивительными красками и чистыми линиями. Давно, очень давно не было у нас в "Беляево" такой прекрасной выставки! И это мнение Ольги, мастера-прикладника по профессии, было не единственным. Своими эмоциями и впечатлениями мы - двадцать человек, члены экскурсионной группы, сформировавшейся стихийно из числа москвичей - посетителей выставки, уже вскоре с огромным удовольствием делились друг с другом.
Кстати, наша группа сформировалась через полтора часа после открытия выставки: люди не расходились. Выставка не отпускала. В каждой картине, скульптурах, предметах декоративно-прикладного искусства запечатлелись многомерность и многообразие мира. Люди же, вглядываясь и изучая его, испытывали необъяснимые дотоле душевные переживания, погружались в размышления о сложных вопросах бытия, испытывали необходимость поиска своего "я", приходили к пониманию высокого предназначения человека на земле, испытывали жажду познания неведомых миров и прекрасных далей... Таково очищающее влияние работ калмыцких художников! Их философская наполненность обращала посетителей к вечным ценностям человеческого бытия: любви к семье, родине, бережному отношению к природе, верности заветам предков, бескорыстному служению своему народу; добру, красоте...
Полотна калмыцких живописцев поразили москвичей своими яркими сочными красками, благородным и неповторимым сочетанием цветов, точно передающими все нюансы и переливы, тона и полутона природных явлений и состояний, смелым цветовым решением, а также оригинальными темами, необычными сюжетами, смелыми художественными приемами. Завершая эти заметки, позволю себе такую подробность. К сожалению, после открытия выставки вип-персоны, представители администрации галереи "Беляево", официальной калмыцкой делегации недолго находились в выставочном зале: начался фуршет. И посетители выставки - москвичи остались на долгие полтора часа предоставленными сами себе.
О том, что выставка, творчество калмыцких художников вызвали живейший неподдельный интерес у московских ценителей искусства говорит следующий удивительный факт. Терпеливо прождав полтора часа (и это при богатой культурной жизни столицы!), посетители в количестве около двадцати человек отправили гонца на фуршет: попросили провести обещанную экскурсию по выставке. Экскурсия состоялась, в течение ее москвичей интересовали многие вопросы: например, история народа и ее отражение в искусстве.
Задавали конкретные вопросы: чем объяснить красный цвет на картине Шиняева, ведь медитация ассоциируется с более спокойными тонами, почему Чингисхан на картине Поваева имеет вытянутый тип лица, трудно ли Tenzin Dezel следовать буддийским канонам в жизни и творчестве, распространены ли сейчас в народе такие типажи, какими изобразила детей в своих картинах Надбитова, почему художник Бадмаев в своих работах полемизирует с Валентином Юдашкиным, сохранились ли в калмыцких степях верблюды, какими написал их Монтышев и так далее. Просили меня в своей публикации озвучить эти вопросы. Вот озвучила.
Люди искренне сокрушались, услышав, что некоторые из художников, с которыми хотелось бы поговорить об их картинах, были на выставке, но... Но организация мероприятия, когда, к сожалению, с калмыцкой стороны была продемонстрирована ориентация на вип-персон, а не посетителей выставки, не позволила в полной мере удовлетворить интерес москвичей к калмыцкому изобразительному искусству и живому общению с художниками, скульпторами, мастерами декоративно- прикладного искусства. Общее мнение выразила Екатерина - моя собеседница: - Едва зашла в зал, увидела картины, я была поражена: как все талантливо, необычно, интересно. Жаль, очень жаль, что не встретились с художниками, скульпторами. Как бы то ни было, выставка начала свою работу и продлится до конца июня.
Добро пожаловать, дорогие москвичи, на встречу с Калмыкией!

Татьяна МАНДЖИЕВА