Живопись Александра Поваева

20-06-2016, 17:58 | Культура

Живопись народного художника Калмыкии Александра Поваева самобытна в своеобразной стихии локального цвета и индивидуальной манере исполнения. Он создал свою живописную вселенную, наполненную раздумьями о смысле бытия. Его яркие образы эмоционально насыщены в динамичной композиции. Фантастические, на первый взгляд, сюжеты танкописи являются своеобразной интерпретацией буддийского искусства. В синтезе с приемами исполнения европейской живописи написаны произведения "Зая-Пандита", "Белый Старец", "Зеленая Тара", серия картин "Встречи", "Чингис-хан", "Красный табун", "Лотосы" и многие другие. Его живописные работы были представлены в выставочном зале музея калмыцкой традиционной культуры им.Зая-Пандиты КИГИ РАН. Невооруженным глазом видно, как художник настойчиво ищет средства для передачи одухотворенности образов, красоты и гармонии человеческих чувств и мира в целом. Неповторимые по исполнению картины вызывают огромный интерес у почитателей его творчества. Картины А.М.Поваева узнаваемы, элементы буддийской символики можно найти во всех его работах, часто расположенных на втором плане изображения. Его произведения по форме напоминают старокалмыцкие свитки - иконы, на которых изображены буддийские божества. Его живопись являет собой яркий пример нового развития калмыцкой живописи, современного понимания и переосмысления буддизма.
Буддийские полотна Александра Поваева загадочны. Это не условные, статичные изображения Будды, Белого Старца, а реальные, живые герои, которые вышли из нашей действительности. Все выставленные в музее картины выполнены в технике масляной живописи. Обрамление тканевого паспарту по форме напоминает старокалмыцкие свитки. Например, многоуровневая композиция "Шамбала. Вершина Тибета" (2010 г.) представляет мифический город, расположенный в Тибете высоко в горах, по одному из мнений, он является будущим человеческой эволюции. Изображение символизирует долгий тяжелый путь к достижению просветления, освобождению от земных привязанностей. Символом этого предстает Шамбала. На следующей картине "Пять благопожеланий" (2015 г.) изображено 5 буддийских богинь, у каждой из них в руках по одному ритуальному предмету, которое несёт глубокий смысл символики буддизма. В замкнутом пространстве картины образы расположены по кругу в позе танца, а цветовые массы колорита сгущены в центре полотна. Внимание посетителей приковывает картина "Амазонка" (2012 г.). Действующим лицом полотна является молодая женщина, изображенная в динамике движения. Она скачет на коне и, натянув тетиву лука, приготовилась к стрельбе. Ее лицо напряжено, волосы собраны в высокий хвост. Светотеневые акценты колорита придают объемность и реалистичность изображению. На фоне золотой степи на полотне "Табун" (2015г.) справа налево мчится, пылая ярко-красным пламенем и олицетворяя собой силу и мощь, табун лошадей монгольской породы. По словам самого автора, картина не несет в себе глубокого смысла. Однако можно предположить, что на подсознательном уровне художник точно определил ценности культурного наследия народа. Издревле считалось, что вся сила и мощь калмыков-кочевников заключалась в их лошадях: "Степь да лошадь - все для калмыка: и жизнь, и радость". Картина, относящаяся к более раннему периоду творчества, к 2004 году, "Мандала Авалокитешвары" - символическое изображение чистой земли будд. Буддийская вселенная представляет собой круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, вписан в круг. На картине изображен процесс покидания буддами манд алы.
Александр Поваев, представив нам свои произведения, утверждает, что буддизм присутствует везде: как в духовной, так и в материальной культуре Калмыкии. И это важно для понимания и восприятия творчества художника.

Э. Эрдни-Горяева, Д. Горяева, В. Довгаев,
Г. Эрднеева, Н. Китаева, 3. Дентелинова студенты КалмГУ им. Б.Б. Городовикова