Чтобы вспомнить былое...

21-06-2016, 17:03 | Общество

В юности все мечтают стать кем-то: кто врачом, учителем или летчиком. А я мечтала стать артисткой. Хотя и была бойкой девочкой, но стеснялась рассказывать об этом. Мои способности видели только обитатели степи: суслики, жаворонки, орлы, стадо коров и конь, на котором я выезжала в степь.
Здесь, под открытым небом, я устраивала театр одного актера: исполняла сцены, подражая героям из фильма "Летят журавли". То умирала, как Баталов, сраженная пулей, то бежала, как Самойлова, навстречу ветру, пытаясь подарить цветы какой-нибудь корове, тем самым пугая стадо.
Когда, где и как мои родные тайно договорились за моей спиной, я не знаю. Помню, как моя старшая сестра Нина взяла меня за руку и повезла в г.Элисту учиться на библиотекаря. Они, наверное, решили таким образом угомонить мой характер. Во мне бурлила радость и щедрое веселье, заряжающее всех вокруг. Я почему-то тихо и безропотно подчинилась этому решению. Может быть, потому, что это был редкий случай инициативы со стороны Нины.
Итак, в 1979 году началась моя учеба в культурно-просветительном училище на отделении "Библиотечное дело". Я в свободное время заходила в хореографический класс и могла подолгу смотреть, как учатся танцевать девушки. Ах, как хотелось встать в этот круг и весело выплясывать молдавский "Жок" или кавказскую "Лезгинку". Но нет! Нина не простила бы, и я понуро шла на зарубежную литературу - изучать "Гаргантюа и Пантагрюэль".
Для наших педагогов мы были их детьми: они не просто нас учили, но и опекали, пестовали, растили, всячески поддерживали. Наши учителя были очень разными, со своими судьбами, характерами, но их объединяла преданность делу, которому они себя посвятили.
Атмосфера в училище была такая, что мы становились общительными, инициативными, как хотели наши преподаватели: строгий, добрый куратор Вера Ивановна Гаран, Тамара Степановна Мучкинова, Лидия Трофимовна Салымова, Светлана Сангаджиевна Ользятиева, Валерий Убушаевич Годжуров, Ирина Владимировна Нимгирова, Людмила Алексеевна Зундугинова, Алла Убушаевна Чимидова.
Как и все студенты училища, я получала стипендию - 30 рублей, на которые нужно было питаться, жить на съемной квартире (общежития не было в училище), покупать губную помаду, пудру и другие мелочи, столь необходимые. А кроме того, ездить на автобусе, ходить в баню, платить за билет в кино, делать в парикмахерской прическу и маникюр. Экономить приходилось
на питании, поэтому мне всегда хотелось есть. Но все это такие мелочи, пустяки. Главное - я в Элисте, учусь, и это так интересно. В жизни самая беспечная и счастливая пора - студенческая. На втором курсе я сделала себе шестимесячную "химию", купила белые клипсы - ромашки, газовый платок с люрексом на шею, коричневые клеенчатые босоножки на "платформе" и джинсы "Леви Страус", приобретенные в Ставрополе на "толкучке". "Толкучка" начинала работу в 4 утра, как раз мы успевали приехать из г.Элисты на поезде и сразу шли на рынок. К 9 утра здесь - уже ни души. Таковы были неписаные законы советской системы.
Я помню, долго уговаривала родителей дать мне 250 рублей на джинсы. Отец не понимал, почему какие-то штаны так дорого стоят. Ведь родители на двоих получали 140 рублей в месяц за выпас совхозного скота в жару и холод, в снег и дождь. Но всё же дали. И еще на "толкучке" я купила за 5 рублей цветной пакет, тогда они были модными, как и джинсы. А чтобы дольше сохранить эти пакеты, мы вкладывали внутрь тканевую сумку или сетку-авоську. Кто во что горазд!
Вот в таком наряде мы ходили гулять по городу, в кинотеатры, изредка, скинувшись по 3 рубля, посещали ресторан "Россия". Не столько нам был нужен ресторан с дорогими по тем временам ценами, сколько под "живую" музыку - потанцевать. И до упаду танцевали шейк в душном прокуренном ресторане.
У меня были хорошие подруги: Наташа Минькова из Яшалты, Вика Алжеева, Люда Менкенова из Целинного района, Надя Сенькеева - моя землячка из Ики-Бурульского района. За годы учебы мы стали одной семьей, вместе гуляли, готовились к экзаменам. Ездили всей гурьбой на практику в Яшалту и жили у Наташиных родителей целый месяц. Потом ездили на сакман в совхоз "Обильный" Приозерного района.
Некоторое время после окончания училища мы еще могли собираться все вместе. И обычно этим занималась я. Но постепенно жизнь развела нас, собирались реже, иногда один раз в пять лет. Теперь всё сложнее. Я живу в Москве, Наташа - в селе, Люда и Надя - в Элисте. У всех семьи, свои заботы.
Наступила перестройка! И каждый выживал, как мог, чтоб хоть как-то поднять и выучить детей. Люда, слава богу, осталась в нашей профессии. Я стала домработницей, Надя ушла на стройку, Наташа стала продавцом в магазине. А Вики, увы, уже нет с нами. Мне очень жаль, что смерть прервала нашу дружбу.
В этом году у нас юбилей: 35 лет, как мы окончили училище. Как хочется обнять и поздравить моих однокурсниц, нашу любимую Веру Ивановну Гаран.
Скажу словами Давида Кугультинова: "Свет добра и разума пусть ярче горит из окон вашей библиотеки"!
P.S.: 2 июля, в 18.00 - встреча однокурсников и преподавателей у пагоды Семи дней. Приглашаем всех!

Антонина УМКЕЕВА