Изменения в арбитражном процессе

23-06-2016, 16:41 | Общество

С 1 июня 2016 года вступил в законную силу Федеральный закон от 2 марта 2016 года 37-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ", предусматривающий введение в арбитражных судах институтов обязательного претензионного порядка разрешения ряда споров, приказного производства и частных определений. В результате нововведений более половины арбитражных дел будет рассматриваться по ускоренной процедуре, следовательно, система начнёт работать более эффективно. Теперь арбитражные суды стали рассматривать дела в порядке приказного производства, специфика которого состоит в его упрощенном, "документарном" характере. То есть суд рассматривает заявление о выдаче судебного приказа в отношении бесспорных денежных требований только на основании представленных документов. Приказное производство возможно по требованиям в размере не более 400 000 рублей, которые вытекают из нарушения договора и основаны на представленных взыскателем документах. В свою очередь, документы должны устанавливать денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются. Также приказное производство возможно в отношении категории дел по требованию в размере не более 400 000 рублей, которое основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта или же по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций в общем размере не более 100 000 рублей.
Особенностями приказного производства является сокращение сроков рассмотрения. Кроме того, судебный приказ выносится без вызова сторон и проведения судебного разбирательства. Нововведение предусматривает возможность обжалования вступившего в законную силу судебного приказа в арбитражный суд кассационной инстанции. При этом рассмотрение жалобы также проводится в особом порядке, основанием для пересмотра и отмены судебного приказа являются безусловные нарушения норм процессуального права: незаконный состав суда, нарушение правил о языке при рассмотрении дела и другие факторы. Также изменилась процедура рассмотрения дел в порядке упрощенного производства -увеличился порог предельной цены иска. По делам о взыскании денежных средств, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, изменилась цена иска, которая составляет для юридических лиц - пятьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - двести пятьдесят тысяч рублей. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций будут рассматриваться в порядке упрощенного производства, если указанный в заявлении общий размер денежной суммы, подлежащей взысканию, будет составлять от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Определение ценового порога служит основанием для разграничения дел, рассматриваемых в приказном и упрощенном производствах. Помимо этого, Законом изменен порядок вынесения и изготовления судебного решения, путем подписания судьей только резолютивной части, составление мотивированного судебного решения (в полном объеме) допускается лишь по инициативе лица, участвующего в деле, которое подало соответствующее заявление в течение 5 дней со дня размещения резолютивной части. Таким образом, в отсутствие заявления сторон судья освобожден от обязанности изготавливать мотивировочную часть решения.
Кроме того, еще одно ключевое изменение заключается в введении обязательного досудебного порядка урегулирования гражданских споров, за исключением дел, где это неприменимо (банкротство, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, присуждение компенсации за нарушение права судопроизводства и прочее). Соответствующие изменения будут содействовать становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота и снижению конфликтности в обществе в целом. Существование такого порядка потребует минимальных организационных и финансовых затрат от участников спора при том, что качество работы судебной системы повысится. Отсутствие в иске информации о соблюдении досудебного порядка станет основанием для его возврата. Законом введен институт частных определений для того, чтобы обратить внимание на нарушение законности, допущенные со стороны государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа или организации, наделенных публичными полномочиями, должностного лица, адвоката, субъекта профессиональной деятельности. Последствия вынесения частного определения: возникновение у соответствующих субъектов обязанности сообщить суду о принятых мерах в месячный срок. В случае неисполнения определения - привлечение к административной ответственности.

Элзята ЭРДНИ-ГОРЯЕВА