Овеянное мифом творчество художника

28-06-2016, 11:44 | Культура

На волне демократических перемен рубежа веков в Калмыкии наблюдается качественное изменение и обновление художественного процесса, которое открыто внешним культурным влияниям и в то же время сохраняет ориентацию авторов на традиционные истоки искусства. Движение "независимого" поколения художников приводит к созданию творческого объединения под названием "Культурный номадизм". Деятельность молодых одухотворена идеей возрождения: в поступательном развитии калмыцкой культуры ими осмысливается этническое наследие, претворяемое в новых формах художественного бытия. Это определяло своеобразие искусства Калмыкии рубежа XX-XXI веков.
В призме культурной памяти личности происходят взаимовлияние, сближение и отторжение традиций, что в конечном итоге приводит к их синтезу. Начало нового века знаменует профессиональное становление живописца Юрия Хаджинова. В творчестве автор обращается к пространственно-временному измерению мифа в видовом и жанровом многообразии изобразительного искусства. Мифопоэтический сюжет, одухотворяющий поиски, способствует появлению значимых произведений. Среди них запоминающийся образ "Алан-Гоа" (1997г.), мифической прародительницы монголов. Живопись художника отмечена тонко моделированной системой отношений объема и полутонов цвета, дающей эффект призрачного в калейдоскопе изменений явления. Овеянное мифом творчество Юрия Хаджинова органично влилось в "культурный номадизм", внося поэтическую интонацию в творческую палитру молодежного движения.
Декларация этнического самосознания в противоречивых коллизиях постсоветского времени достаточно условна, если не сказать, размыта в произведениях "Закат" (1997г.); "Ветер" (2006г.); "В степи" (2008г.). Метафора, как средство поэтизации художественного решения, притязает на свое видение образа, отвлеченного от реально происходящего. Вместе с тем одно из ранних произведений "Заясн заян" (1990г.), посвященное судьбе народа, не лишено драматического звучания в решении художника.
Отметим, "культурный номадизм" во многом определил профессиональный уровень представленного всеми видами изобразительного искусства Калмыкии. Ю.Хаджинов был активным участником экспозиций авангардистов в 90-е годы: экспериментальной молодежной - "Оттепель" (1989-1990гг.), современного искусства, организованных группой калмыцких художников, - "Отражение" (1991г.), выставок современного искусства "ВСЕ" (1991г.); "Культурный номадизм" (1993г.). После официального провозглашения манифеста "номадов" авторы принимают участие в выставке членов Клуба авангардистов "YES", наглядно демонстрируя творческую свободу калмыцкого художника.
Живописную ткань произведений последних лет Ю.Хаджинова образует колорит, выдержанный тональными переливами цвета, трансформируемого в перетекании одной формы в другую. На пути ее усложнения в вибрирующую гармонию колорита рождена новая реальность в композициях "Осень" (2015г.), "Лотосы" (2015г.). Автор мыслит образами, объединяя их в ассоциативном мировосприятии, которое дает свободу домысливания зрителю, принимающему эстафету мифологической метафоры. Фантастично живописное пространство "Утро" (2015г.) с изображением обнаженного женского тела, простертого по горизонтали. Оно вневременно, не связано с конкретной реальностью, вместе с тем многозначность образа рождает вполне земные чувства. Вплетаемые в образную структуру живописи, они связывают воедино представления и мысли воспринимающего в целостную картину мира.
Таково центральное в экспозиции полотно "Йиртмж" (2011г.), целостно объединяющее творческие помыслы автора. Его живописи свойственен свой стиль, выработанный автором с течением времени. Начало этому положено в создании женских образов "Алан-Гоа" (1997г.), "Окн Тенгр" (2007г.), "Хатун" (2011г.). В сюжетной характеристике - произведения, проецирующие мировидение творческой личности. Трепетная, откровенно декоративная в сближенной тональной разработке цвета живопись Ю. Хаджинова имеет индивидуальное выражение в тонком лирическом восприятии мира.
Личность художника, творчески осмысливающего бытие в обращении к калмыцкой истории и современности, находит свою интонацию в воплощении того или иного сюжета, будь это пейзаж ("В степи", "Подсолнух"), тематическая композиция "Подношение" (2012г.) или портрет "Хатун" (2011г.). Они выразительны в художественном решении четко очерченного и в то же время таящего загадку образа, подобно играющему мальчику, данному со спины в произведении "Альчики" (2015г.). Не этнографическое воспроизведение самобытной культуры народа, а свое, в конечном итоге этническое мироощущение Ю.Хаджинов вкладывает в произведения, что вызывает соответствующий отклик у зрителя, который у него свой: тонко чувствующий и ассоциативно мыслящий...
В живописи автора глубоко по-своему сотворен образ этнической культуры. Заимствуемые в широком поле культурного взаимодействия традиции выступают новационной средой живописной интерпретации художественного наследия. Творчество питает историческая культурная память и самосознание личности, активизируемые в критических ситуациях бытия социума. Оно является стабилизирующим фактором развития искусства в системе постоянно изменяющейся культуры.

Светлана БАТЫРЕВА,
искусствовед