Под покровом святого потомка Орды

14-07-2016, 11:21 | Духовность

12 июля для Элистинской и Калмыцкой епархии был знаменательным днём. Во-первых, со дня Крещения Руси РПЦ чтит память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. А во-вторых, с приходом нового архиерея Калмыкии Юстиниана мы теперь знаем, что республике нашей покровительствует царевич Петр Ордынский, правнук Чингисхана, день памяти которого приходится также на этот жаркий июльский день. И оба праздника торжественно отметили в Казанском соборе г.Элисты.
Начнем с учеников Христа - Петра и Павла. Почему христиане прославляют их в один день? Как говорит секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии протоиерей Алексий Грищенко: "Это потому, что Церковь хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, Павел же вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был "официально утвержден" в роли одного из двенадцати апостолов".
Избрание Павла на апостольское служение абсолютно непостижимо и даже абсурдно с позиции человеческого разума. Ведь он был фарисеем из богатой и знатной семьи, яростно сопротивлялся распространению учения Христа, и вдруг стал пламенно верующим и начал истово распространять христианство.
Оба апостола приняли мученическую смерть: Петра распяли, Павла как римского гражданина обезглавили. Почему же они так легко пошли на смерть? Как говорит отец Алексий, вся их жизнь была служением Христу и проповеди, но проповедь не в том смысле, как мы привыкли понимать, а сама их жизнь - проповедь за Христа, потому и готовность пойти даже на смерть, лишиться самого дорогого, что может быть у человека, - жизни.
Почитать апостолов во всем мире начали сразу после их казни. Особо способствовал этому равноапостольный император Константин, воздвигший в IV веке храмы в честь первоверховных апостолов Петра и Павла в Риме и Константинополе. Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов...".
Как заключил отец Алексий: "Праздник святых апостолов Петра и Павла установлен Церковью в один день, потому что они наиболее почитаемы из всех учеников Бога. И назвали их первоверховными апостолами за их особо ревностное служение Господу и распространение веры христианской".
По окончании литургии, посвященной апостолам Петру и Павлу, владыка Юстиниан совершил молебен в честь правнука Чингисхана, сказав: "Есть еще имя, которое не должно быть забыто в сегодняшний праздничный день. Это имя преподобного Петра, царевича Ордынского. Житие этого святого повествует нам следующее: при епископе Ростова Великого, в ХШ-м веке, то есть в то время, когда русские княжества входили в состав величайшего государства всех времен и народов, были частью империи Чингизидов, тогда епископ града Ростова по делам церковным, как и князья, должен был часто ездить в столицу этой империи - в Золотую Орду".
Епископ Кирилл рассказывал хану о чудесах, которые совершаются на могиле святителя Леонтия, епископа Ростовского, просвещавшего тот край светом Христовой веры. Рассказ этот запал в душу хану, и когда тяжко заболел его сын, то хан послал в Ростов за святителем Кириллом, говоря: исцели заболевшего сына моего, ибо никто из врачей не может ему помочь.
Кирилл, понимая всю великую меру ответственности, призвал священников всего города того совершать молебны, сам же освятил воду в Успенском соборе перед мощами святителя Леонтия и поехал в Золотую Орду. По молитве Церкви царевич был исцелен. Возрадовалось сердце хана, который был близок к гневу, если бы не исполнилось его желание.
При дворе ханском жил его племянник, также происходивший из ханского рода, и который по прямой линии был правнуком Чингисхана. Этот юноша, видя, как исцелился его брат, слышал о чудесах, учение Христовой веры запало ему в душу, и он тогда тайком собрался и выехал вслед Кириллу, епископу Ростовскому, и упросил, чтобы он взял его с собою и научил бы его Христовой вере.
Кирилл первое время не решался его крестить, понимая, что возможен и царский гнев за этот поступок: может тогда ради одного пострадать целое княжество. Но, видя серьезное, сердечное отношение юноши и чувствуя, что в Золотой Орде смирились с тем, что отбыл их родственник в русское княжество, к православным (Чингисхан, кстати, будучи очень мудрым правителем, разрешал свободный выбор любого вероисповедания - прим. Е.Г.), епископ Кирилл сподобил его к крещению.
И так юноша получил имя Петра. Он, живя при доме епископском, часто был на службах, проявлял рвение в изучении Закона Божия, но, по обычаю своего времени, и как был воспитан, часто любил выезжать на охоту. Как-то, княжеской умаявшись забавой, охотой за соколами, он заснул, преследуя дичь, и было это на берегу озера, где стоит город Ростов, и вдруг его разбудили какие-то великаны, люди, намного выше обычного человеческого роста, они сказали ему, что ему должно здесь, на этом месте, где он заснул, построить храм в честь апостолов Петра и Павла. Что они и есть ученики Христовы, они хотят, чтобы он известил об этом епископа, и вручили ему узелки с деньгами - с серебром и с золотом.
Петр посчитал, что он видит это во сне, но когда проснулся, то увидел в руках узелки - вот они, в реальности, не сон это был, а, действительно, посещение апостолами Петром и Павлом. Он исполнил их волю, еще и приобрел от местного иконописца три образа, и с этими иконами пришел к епископу. А епископ, рано поутру проснувшись, размышлял, потому что и ему во сне приходили Петр и Павел и сказали, чтобы он построил церковь в их честь. Таким вот чудесным образом случилась тесная связь между покровителем земли Калмыцкой Преподобным царевичем Петром Ордынским и первоверховными апостолами.
И так была выстроена сначала церковь, а потом Петр в конце своей жизни (а он, женившись, имел доброе, многочисленное потомство, воспитанное в христианской вере) захотел принять монашество. И у этого храма еще и создал мужской монастырь, в котором был сам пострижен и после смерти своей похоронен. Преподобный Петр, царевич Ордынский, стал пользоваться великою славою как чудотворец: стали замечать, что молитвы, совершаемые на его могиле, быстро исполняются.
И вот уже в XIV веке имя преподобного Петра стало известно по всей Руси, а когда в Московском Кремле выстроили Архангельский собор, там, где похоронены и московские государи, князья и цари, то случилось и следующее: в Архангельском соборе есть свой порядок чести. Так вот, на правой, то есть на южной стороне, где похоронены московские удельные князья, есть две фрески Петра Ордынского: то есть они понимали: они - князья, а он - царевич!
"Для нас с вами, для жителей Калмыкии, имя Петра должно быть хорошо известно, царевича Ордынского, - заключил архиепископ Юстиниан. - Потому что те братья, с которыми мы живем здесь уже многие годы, сотни лет вместе, и которых привыкли называть калмыками, но ведь это народ монгольского происхождения! То есть, это люди - сродники по плоти Петру, царевичу Ордынскому. Для нас естественно его почитать как покровителя Калмыкии, как своих родственников, и нас всех, потому что для калмыков он - брат по крови, для них - авторитет, потому что потомок Чингисхана, для нас, христиан, он - единоверный нам брат, христианин, он - монах, причислен к лику святых очень давно. Вот отчего я напоминаю вам, что по календарю, кроме святых Петра и Павла, совершается и память Петра, царевича Ордынского".

Елена ГОРДЕЕВА