В селе - наши корни

- Марина Алексеевна, вы часто бываете в районах республики, да и сами родом из сельской глубинки. Сегодня, и это не секрет, многие населенные пункты в России хиреют, и, наверное, больно видеть такое... Как вы думаете, в чем причина подобного запустения? И вообще, что, по вашему мнению, значит для России село?
- Да, я родилась в поселке Джалыково, а это, пожалуй, одна из окраин нашей республики. Но, к счастью, мое родное село живет и развивается, хотя отдаленно напоминает тот бывший мощный совхоз. И это правда, что тут скрывать. Знаю, что мои односельчане любят свою малую родину и, конечно, не допустят, чтобы она исчезла с лица земли. Вообще, в Калмыкии почти каждое село - не просто место, где проживают люди: ведь эта земля была их родовыми владениями, здесь когда-то стояли их хурулы, сюда после ссылки возвращались наши дедушки и бабушки, били саман и на голом месте снова ставили дома, чтобы восстановить тот хотон, откуда их когда-то депортировали.
А по поводу ситуации в целом по стране, могу сказать, что, да, к сожалению, названная вами тенденция существует. Почему исчезают некоторые сельские населенные пункты? Причин много, и у каждого места своя история угасания. Где-то закрылись предприятия -не стало работы, и люди уезжают. Или нет газа, водопровода, не подведена хорошая дорога или, скажем, закрыли школу, детский сад, больницу - вот люди и разъезжаются... За последние тринадцать лет в России исчезло 11 тысяч сел, названия 13 тысяч - еще есть на карте, но жителей там нет. Такая ситуация не может не тревожить руководство страны, так как село - основа нашего государства, оно кормит город. Здесь выращивают хлеб, овощи, фрукты, отсюда в города поступают мясо, молочные продукты, что обеспечивает продовольственную безопасность страны. Но село не только организует сельхозпроизводство, именно здесь, на мой взгляд, истоки национальной культуры, народных ремесел, нашего языка, а также традиций, обычаев, да и истории в целом.
- Марина Алексеевна, чем запомнился вам родной поселок? Какие картины из сельского прошлого сохранились в памяти?
- Мы жили большой дружной семьей. Дома все говорили на родном языке. У нас было большое хозяйство. Аава нас воспитывал строго. Вставали рано, в шесть утра, ээджа доила корову, мы выгоняли скотину в стадо, убирали навоз, выполняли всю работу по дому. Вечером пригоняли из стада корову и телят, после дойки молоко сепарировали. У нас были свое мясо, молоко, сметана, масло, творог, яйца. Впрочем, как у всех тогда, кто жил в селе. Детство было счастливым. Это сейчас дети сидят за компьютерами, а мы, как только выдавалось свободное время, бежали на канал - купались, катались на лодке, ловили рыбу. Нет уже с нами нашего строгого аавы и доброй ээджи, но самые счастливые и чистые картины детства до сих пор живут в памяти. Может, еще и потому, что в том далеком времени с нами были наши родные и близкие, которые нынче ушли из жизни. Старики говорят, что, если в жизни что-то идет не так, надо посетить родные места. Наверное, духи родной земли действительно помогают. Я верю в это, потому что часто бываю в Джалыково, где и сегодня живут мои родные, друзья. Поддерживаю связь с односельчанами, помогаю им, стараюсь не отказывать в их просьбах.
- Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы села в стране возрождались?
- Для этого нужно, чтобы были школа, больница, детский сад, почта, подведены газ, вода, асфальтированы дороги. Ну и, конечно, чтобы у людей была работа. Казалось бы, все просто и понятно. Сделать это неимоверно трудно, когда ударил такой кризис, и нехватка финансов ощущается очень остро. И для решения всего комплекса проблем правительством Российской Федерации была принята "Стратегия развития сельских территорий до 2030 г.", цель которой - создание благоприятных социально-экономических условий для развития села. В результате ее реализации качество жизни сельчан улучшится, будет развиваться экономика, повысится занятость населения, увеличатся доходы жителей. Здесь ничего нельзя упускать. Вот, например, сейчас требуют, чтобы свою отчетность учреждения передавали в электронной форме, на селе не могут этого сделать, поскольку у них нет Интернета. Поэтому важно, чтобы в сельской местности были качественная мобильная связь, скоростной Интернет, а школа ни по оснащенности, ни по уровню обучения не отличалась от городской.
- Калмыкия нынче может выдать рекордный урожай зерновых - порядка 450 - 500 тысяч тонн. Мяса мы производим около 125 тысяч тонн. Стало быть, наш степной регион может внести весомую лепту в "общий котел" ЮФО. И общий валовой продукт в пересчете на душу населения может оказаться высоким. Что еще мы можем производить, какие отрасли нам под силу освоить?
- Конечно, аграрный сектор и два его основных направления - животноводство и растениеводство - основа нашей экономики. Главное конкурентное преимущество по-прежнему остается за мясным скотоводством. Но у нас есть потенциал для развития и других отраслей. В частности, это касается альтернативных источников энергии. Я имею в виду ветро-и гелиоэнергетику. Во всем мире эти источники активно эксплуатируются. А поскольку в Калмыкии 280 дней в году - солнечные, да и ветреных дней предостаточно, почему бы и нам не использовать такие нескончаемые ресурсы. В Монголии возле юрт стоят панели-батареи, которые дают ток. И это не фантазии, всё прекрасно работает. Я знаю, что у наших земляков есть "точки", которые используют энергию ветра и солнца: значительная экономия и независимость от генерирующих объектов. Не всё потеряно навсегда. Когда-то у нас был свой молокозавод. Но, если сейчас я скажу, что нужно восстанавливать молочные хозяйства и молокозавод, то меня засмеют. Для этого нужно кормопроизводство, поливные земли, кадры...Очень трудно восстанавливать. Кризис минует, деньги появятся, и производство вернуть можно. В Яшалтинском районе активно занимаются тепличным хозяйством, получается неплохо. Ведь и в других районах наши земляки могли бы наладить такое производство. Там же, в "Новой победе" (Виталий Батыров), разбили 10 гектаров плодовых деревьев. Через два года наши яблоки начнут теснить привозные.
И это сделано на субсидии Минсельхоза РФ. Я уверена, что республика удержится на плаву. Это родная земля, наша родина, и мы все должны жить и делать полезное для Калмыкии. У меня здесь дом, родные, и я скучаю по степи. Это понимаешь, когда надолго уезжаешь отсюда.
Менке КОНЕЕВ