Главное для меня - учитель и условия его труда

23-08-2016, 17:42 | Общество

19 августа Президент России Владимир Путин назначил новым министром образования и науки РФ сотрудницу администрации главы государства Ольгу Васильеву. До нее этот пост возглавлял Дмитрий Ливанов.

- Ольга Юрьевна, какую проблему в современном российском образовании вы считаете самой главной на данный момент? Что для вас, как для министра, важнее всего?

- Приоритетным для меня на сегодняшний момент являются учитель, его положение, его состояние, отношение общества к нему. Профессия учителя - все-таки служение и, согласятся со мной или нет, это миссия. Сегодня - дети, завтра - народ. Это будущее нашей страны. И от того, как живет учитель, что он думает, как он чувствует, творчески растет, какие у него социальные гарантии труда, отдыха, здоровья, очень многое зависит.
- Многие учителя долго ждали этих слов и наконец дождались.
- Я и сама была учителем, преподавателем Высшей школы, поэтому хорошо это понимаю: вкладываешь самого себя в маленького человека. Самое главное - можешь застать здесь и сейчас результат труда этого маленького человека. Мне нравится в этом смысле фраза Эйнштейна. Известно, что у него были достаточно сложные отношения со школой. Он
сказал, что школа должна готовить гармоничную личность, а не узкого специалиста.
- Хочется обсудить несколько проблемных составляющих, например, судьбу ЕГЭ.
- Сразу хочу сказать, что Россия - удивительная страна. Я говорю как историк. Любые реформы, которые в других странах занимают столетия, десятилетия, а у нас проходят за очень короткий срок. Наверное, так было и с ЕГЭ. Я считаю, что это - основа для социального равенства, трамплин для поступления, но какие-то вещи все равно надо совершенствовать. Сложность еще и в том, что из-за подготовки к ЕГЭ у педагога зачастую не хватает времени проходить программу 10-11 классов. Так не должно быть. Это история, через которую проходили очень многие страны. Но в некоторых странах, например, в Англии, подготовка к ЕГЭ проходит на факультативных занятиях, то есть не на уроках. У нас эти вещи встречались.
- Еще одна проблемная точка, которая широко обсуждается в обществе, - учебник истории. Должен ли он быть единым для всей страны или нет?
- Мне кажется, основные дискуссии по поводу учебника истории все-таки позади. Историко-культурный стандарт написан, по нему сделаны три линейки учебников, которые российские ученики получат с сентября 2016 года. Я считаю, что историки, в частности, мои коллеги по российской истории РАН, написали очень взвешенный историко-культурный стандарт, в него внесены двадцать сложных вопросов российской истории. К ним будет очень внимательное отношение: написаны специальные методические пособия, дополнительные материалы.
- Наши вузы часто выпускают невостребованных специалистов. В какой-то момент половина выпускников не идет работать по специальности. Об этом говорит статистика. Как вы считаете, такую ситуацию можно преодолеть?
- Думаю, проблема комплексная. Она решается Министерством образования РФ и руководством страны, потому что это, прежде всего, необходимость той или иной специальности в данном регионе, работа с работодателями. И задача решаемая.
- Вы сказали, что ваш приоритет - учитель. А как бы вы в целом оценили уровень российского образования? Куда нам следует двигаться и как?
- Исторически у нас был очень высокий уровень образования как школьного, так и вузовского. У нас существовала (это ни для кого не секрет) связь между начальной школой, средней и высшей. И это абсолютный исторический факт, который никто не может опровергнуть. Я думаю, что то лучшее зерно, которое было, осталось.

(http://izvestia.ru)