Виктор Сова: "Я горжусь своими учениками"

24-08-2016, 12:06 | Культура

Молодой художник, выпускник Краснодарского института Виктор Сова, приехал в Калмыкию в 1959 году и так здесь остался, занимался любимым делом, обзавелся учениками. Одним словом, полюбил этот край, здешних людей. Постоянно выезжая в степь на этюды, он понял, какая она разная. Зоркий глаз художника приметил то, насколько она притягательна, эта, на первый взгляд, - однообразная ширь. Ни с чем не сравнить ощущения, когда ты остаешься один на один с природой, с редкими деревьями на горизонте, неожиданно возникающим водопадом... И только запах разнотравья отвлекает тебя от этюдника. Все краски степи находят отражение в этюдах и зарисовках. Потом уже они оформляются в картины, которые на его выставках каждый раз радуют нас удивительным открытием окружающего мира. Пейзажи, натюрморты - все эти прекрасные творения Виктора Совы дарят нам радость, помогают отвлечься от серых будней, заряжают желанием жить вопреки всяким кризисам.
Почти пятьдесят лет педагог и художник работает в детской художественной школе г.Элисты. За эти годы он вырастил целую плеяду художников Калмыкии, которые работают в разных жанрах художественного творчества.
- Виктор Кузьмич, кто они, первые ваши ученики?
- Когда я приехал в 1969 году, было два класса. Приехал, вернее, прилетел на самолете зимой, 8 января. Было солнечно. Лежал небольшой снежок. Иван Григорьевич Ковалев был директором школы. Сразу же пошли к заведующей отделом культуры Нине Ивановне Ариничевой. Так приняли меня преподавателем школы.
Запомнился первый выпуск: их было 12 человек. Андрей Цветов, Сергей Пронякин и другие. Валерий Яшкулов, известный театральный художник, был из нашего первого выпуска. Почти все стали художниками, но те, кто не выбрал этот путь, все равно сами занимались творчеством.
Наши ученики живут и работают в разных уголках планеты: в Америке, Европе, есть наши ученики и в Китае, Монголии. Они уже состоявшиеся люди, при редких встречах их теперь даже не узнать. И так, каждый год примерно десять человек поступают в художественные училища. Многие окончили Суриковский, Репинский и другие высшие учебные заведения.
Работают в разных жанрах и отраслях.
- Я очень горжусь своими учениками. Мерген Мошулдаев, Галина Ушанова, Юрий Хаджинов и многие другие... Не все выбрали профессию художника, но стали хорошими людьми. Общаясь с ними, я понимаю, что не зря мы четыре года вместе постигали азы рисования, вводили их в мир образов, открыли глаза на окружающий мир. Всегда с удовлетворением
отмечаю, что понимание прекрасного, которому мы научили их в детской художественной школе, помогает им и в повседневной жизни.
Многие наши выпускники работают в медицине. Так они рассказывали мне, что все воспринимают в целом, но в то же время могут представить детали, и это помогает им. В студенческие годы, по их словам, чтобы быстро запомнить, они все зарисовывали, а потом этот образ мысленно воспроизводили, когда было нужно, представляя его в разных проекциях. Другой мой ученик стал отличным водителем. По его рассказам, он просто не может спокойно проехать, если увидит что-нибудь необычное. Запомнилось, как он восторгался закатом, что остановил машину и некоторое время от души полюбовался необычными красками уходящего дня, и только после этого продолжил путь. Слушая его, я радовался вместе с ним и видел этот закат. Как такое не может греть душу. Другая наша ученица уже с детства приучает своего ребенка рисовать. Посадит дочку за стол, даст карандаш и листок, поставит перед ней яблоко и просит его нарисовать. А пока ребенок занят, она хлопочет по дому.
- А кто-нибудь из учеников стал так же, как и вы, учителем.
- Да, вот вместе с нами работает Деля Владимировна Сангаджиева, уже заслуженный художник РК. Учителем стала и Татьяна Сураева. Надо сказать, что многие работают в сфере изобразительного искусства, активно используют современные технологии, известны своими работами в дизайне, книжной графике, трудятся в телекоммуникационной отрасли.
- Виктор Кузьмич, что может стать толчком к написанию картины? И как рождаются ваши картины?
- Все случается по-разному. Помочь увидеть какой-то образ может просто лежащий на дороге смятый листок бумаги. И ты почему-то увидел в нем какой-то силуэт, фигурки... запомнил, а потом это вдруг всплывает в памяти, и начинаются наброски. А иногда сразу рождается рисунок. Однажды я ехал на велосипеде под вечер над балкой Гашун, и вдруг передо мной открылся вид небольшой возвышенности, напоминающий силуэт женщины. Я не поверил глазам, а потом остановился и зарисовал его. Позже оформил. Эта работа под названием "Случайный силуэт" и экспонируется на нынешней выставке. Картину эту я подарил нашему республиканскому Национальному музею.
- Виктор Кузьмич, когда к вам впервые приходят ученики, можно определить у них художественные наклонности?
- Нет, сразу наклонности не проявляются, где-то к концу года. Хотя у некоторых и раньше. У нас есть традиция: когда дети приходят к нам, мы собираем их первые работы и сохраняем. Потом показываем им после окончания школы. Вы представить себе не можете, как они смеются и не верят, что это их рисунки. Осенью мы отмечаем юбилей школы. Собираемся оформить выставку из старых и новых работ, будем с нетерпением ждать встречи с выпускниками.
- Какие художники вам нравятся?
- Передвижники. С детства нравился Шишкин. И до сих пор он - недосягаемая для меня величина. Всегда привлекали внимание работы Левитана, Крамского. Считаю, что в любом творчестве должна быть основа, хорошая школа.
- На вашей юбилейной выставке мы увидели не только акварельные работы, но и линогравюры, поделки из дерева и другого материала. Кроме того, каждая работа была оформлена в интересные багеты.
- Я ребенок военного времени. Нам пришлось с раннего возраста стать опорой семьи. Все умею делать сам. Строгать, пилить и все, что нужно по хозяйству, было на моих плечах. К выставке все готовил сам.
- Виктор Кузьмич, что вспоминается вам из тех первых лет работы?
- Тогда отношения между людьми были другими. Все знали друг друга. Вместе готовились к праздникам. Собирались, пели песни, радовались. Сейчас я обратил внимание на то, что молодежь не знает песен, а старшее поколение разучилось петь. Как же нам общаться, если мы отгородились друг от друга высокими заборами.
Помню, как Басан Бадьминович Городовиков приходил к нам в школу. "Ну, как тут у вас дела, казаки?"- спрашивал он. Мы ему рассказывали, показывали и попутно говорили о проблемах. Он сразу брал на заметку, и все решалось.
В те годы в летнее время мы устраивали лагерь в п.Бургуста. Профсоюзы помогали, что-то родители вносили, и в течение месяца ребята были на пленэре. Утром и вечером делали этюды, зарисовки. Устраивали спортивные соревнования, пели песни у костра. Мне помнится, что ребята очень хорошо играли в футбол. Все успевали сдружиться, набраться новых впечатлений. Мы часто при встречах вспоминаем наш замечательный летний лагерь, веселые походы на ближние и дальние пруды.
- Виктор Кузьмич, как вы набираетесь сил перед новым учебным годом?
- Каждое лето на неделю-другую еду в родную станицу. Общаюсь с сестрой и родственниками, гуляю по привычным с детства местам. И возвращаюсь в Элисту к ученикам, ежедневным заботам. Мы с супругой Валентиной Ивановной воспитали двух дочерей и теперь балуем своих внуков. Этим летом вместе с ними отдыхали в Крыму. Старшая внучка Вика окончила детскую художественную школу.

Галина ХЕЙЧИЕВА

КСТАТИ: Акварельные работы Виктора Совы дали нам возможность вновь прогуляться по улицам родного города и увидеть то, что заприметил его внимательный взгляд. Спасибо художнику, что мы заново открыли для себя некоторые, ставшие уже привычными в спешке буден, картины того, что нас окружают. А здесь, на выставке, мы замираем возле этих неприметных цветов, привычных уголков родной степи, которые, благодаря волшебной кисти Виктора Кузьмича, предстают наполненными неповторимой красотой. То, что Виктор Кузьмич работает и в других жанрах и иной технике, продемонстрировала и нынешняя выставка, приуроченная к его 75-летию. Здесь царствовала акварель, но, тем не менее, привлекала внимание и резьба по дереву, кости. Интересны были и линогравюры.