Они были молоды, счастливы, талантливы...

22-09-2016, 11:55 | Культура

Когда 8 ноября 1936 года Калмыцкий театр торжественно открылся пьесой Х.Сян-Белгина "внчн бек", молодой актерский состав, "одетый в яркие национальные костюмы, стоял полукругом в три яруса при разноцветных лучах прожекторов великолепным живым монументом" (С.Каляев). И среди них, сорока, мои будущие родители: отец Михаил Хонинов, мать Нюдля Бамбушева, а также старший брат моего отца Лиджи Хонинов. Три человека из одной семьи в числе основателей новой калмыцкой сцены.
Начало театральной жизни - яркое, запоминающееся. Михаил, Нюдля и Лиджи были заняты во всех спектаклях первых трех сезонов. Это и "Мятеж", сыгранный в 1936 году, "Лекарь поневоле", "Цыганы", "Гроза", где роль Катерины исполняла Нюдля.
Начало театра для всех троих было счастливым. Первые спектакли принесли первые успехи. Публика восхищалась игрой актеров, которые отдавались творчеству всей душой. Каждый раз после окончания спектакля, выходя на поклон к зрителям, они сияли, окрыленные счастьем, влюбленные в театр, друг в друга. Братья писали стихи на калмыцком языке, публиковали их в газетах, а Михаил стал еще и диктором нового Калмыцкого радио. Вот названия стихотворений Лиджи: "Красноармейцнрт", "Папанинцнрт", "Сталин - мини байр", "Харсач болхв","Дуулый - диилий". А это избранные ранние стихи Михаила: "Комсомол", "Бидн - бичкн актермуд", "ввгн теегт", "Сталинд", "Шота Руставелид", "Ахдан" (посвящено Лиджи), "Орн-нутган харе!", "Пограничник". Даже по названиям произведений можно судить, какой напряженной была довоенная жизнь в стране, республике. Как братья поэтически горячо откликались на происходящие события, то есть - это портрет того времени, в котором они росли, закалялись, готовились к грядущему...
Иными словами, бурная творческая жизнь захватила всех троих без остатка, радовала, вдохновляла. Вот отрывки из рецензий тех лет: "С момента открытия театра до конца сезона, - пишет первый директор С.Каляев,- актерский коллектив показал себя, как хорошо организованный, дисциплинированный и работоспособный коллектив. Успели проявить себя и заслужить внимание и поощрение публики актеры Цебек Улюмджиев, Михаил Хонинов, Гаря Боваев, П.Артаев, Лиджи Хонинов, Бада Лиджиев, Кермен Джапова, Нюдля Бамбушева, Бата Манджиев, Таня Басангова, Бадма Джимбинов и др." (Калмыцкий театр. (1927-1967гг.), г.Элиста, 1972, с.56).
В феврале 1939 года прошла 35-я постановка спектакля "Чууче", где роль Пиря играл Михаил, о чем одобрительно писал А.Штрыков (там же с. 107).
Еще одна рецензия в этой же книге на стр. 140 привлекла мое внимание: "Артистка Бамбушева играла роль сестренки Лены. Она показала, что умеет создавать характер. В каждом спектакле ее внешность и движения согласованы с внутренними переживаниями. Она произносит слова так, что ей веришь, будто все это происходит с нею самой". Так писал Б.Эрдниев 1 апреля 1941 года о пьесе "Мой сын" Германа, где была занята Нюдля.
В марте 1939 года в течение двух недель в Москве состоялись Дни калмыцкой литературы и искусства, когда в столице с большим успехом шла премьера спектакля молодого Б.Басангова "Страна Бумба", концерты, встречи молодой калмыцкой интеллигенции с московской публикой. В этих незабываемых праздничных событиях также участвовали Михаил и Нюдля. Лиджи не было среди них: в 1938 году он уже служил в рядах Красной Армии.
14 октября 1939 года был призван и Михаил в Забайкальский военный округ. Из дружной тройки осталась Нюдля. Так началась новая, грозная полоса в жизни семьи Хониновых.
В 1940 году в газете "Улан баЬчуд" от 25 декабря (Ш0) была опубликована статья "Письмо из части" (автор Тишкиев). Вот его текст: "На днях наша комсомольская организация получила интересное письмо из части, где служит бывший артист нашего театра, комсомолец М.Хонинов. Политрук и командир подразделения, в котором состоит т.Хонинов, сообщают о том, что т.Хонинов за все время пребывания в части ведет себя дисциплинированно, по боевой и политической подготовке имеет только отличные и хорошие оценки, является активным общественником и хорошим товарищем.
"Тов.Хонинов,- говорится в письме,- имеет от командования 7 благодарностей. Мы гордимся работником вашего театра и горячо благодарим ваш коллектив за его большевистское воспитание".
Это письмо было прочитано на комсомольском собрании, и, здесь же, на собрании, мы написали в часть ответное письмо (По книге Р.Ханиновой "Михаил Хонинов и калмыцкий театр" - Элиста, 2016 с.54.)
А через год наступил 1941 год. Семейная жизнь моих родителей оказалась очень короткой: около пяти лет, если не считать еще пяти военных лет отца. И театральная довоенная жизнь была недолгой: у Михаила 3 года (1936-1939 гг.), когда он сыграл более 30 ролей. Затем на короткое время он вернулся в родной театр директором (1958-1962 годы), после чего был занят литературным творчеством до конца своих дней. У Нюдли около 7 лет (1936-1943 гг.), у Лиджи всего 2 года(1936-1938 годы).
Судьба всех троих впоследствии сложилась трагично. Лиджи в 1938 году был призван в армию, воевал на Халхин-Голе, затем в 1940 году окончил Ленинградское пехотное училище. В начале Великой Отечественной войны был командиром минометной роты. Сложил голову под Выборгом в 1942 году в возрасте 25 лет. В фойе Калмыцкого драмтеатра его имя отчеканено золотом на мраморной плите рядом с именами актеров-солдат, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины.
А что же стало с Нюдлей? Когда в октябре 1939 года Михаилу пришло время служить в рядах Красной Армии, она осталась в Элисте с десятимесячной дочуркой (ныне Шивлянова Нина Михайловна, 1938 г.р.). Нюдля в составе труппы продолжала работать вплоть до высылки калмыков. В годы войны были созданы гастрольные концертные бригады, которые обслуживали сельских тружеников. Актеры гастролировали, передвигаясь по родным степям то на быках, то на верблюдах. Иногда шли пешком несколько километров - в распутицу, в любое время года, чтобы дать запланированный спектакль или концерт. Актеры сами сооружали сцену, мыли, чистили помещение. А затем выступали перед своими зрителями. Дисциплина в этих небольших мобильных коллективах была строгая по законам военного времени. Н.Ц.Эрендженов, руководитель одной из концертных бригад, в рабочем дневнике за февраль-сентябрь 1942 года 5 августа сделал такую запись: "Обычная репетиционная работа. После обеда пришли ко мне на квартиру К.Джапова и Н.Бамбушева с просьбой отправить их в Червленовский с/совет Красноармейского района Сталинградской области, где находятся их родители, а у Н.Бамбушевой -дочка. Я, имея распоряжение директора театра о том, что ни одного человека не отпускать и продолжать работу, отказал им". (Калмыцкий театр. Составитель Д.В.Сычев, Элиста,1972 г. с.173). Напомним, что уже началась Сталинградская битва, немецкие самолеты бомбили в направлении Утта - Хулхута, артисты часто слышали орудийные залпы, иногда и попадали под бомбежку. Еще один эпизод из книги вызывает волнение. У заслуженной артистки Кермен Джаповой во время гастрольных поездок умер грудной ребенок (сын), которого она возила с собой, так как его не с кем и негде было оставить. Артисты всем коллективом, подготовив необходимое, похоронили малыша на Долбанском кладбище, а назавтра выехали по плану в г.Астрахань.
Настал черный день - 28 декабря 1943 года. Нюдля с пятилетней дочкой была отправлена из разрушенной немцами Элисты в Красноярский край, где, как и все ссыльные калмыки, перенесла все унижения и мытарства. В конце 1944 года с войны вернулся Михаил. Через год в семье появился второй ребенок - автор этих строк. А еще через год с небольшим, в феврале 1947 года, Нюдля, простудившись, после недолгой болезни навсегда осталась в снегах Сибири. Ей не было и 30 лет. Имя моего отца, М.В.Хонинова, известно в нашей республике, а также в Белоруссии, где прошла его боевая молодость. Его жизнь, полная редких радостных, а в основном горьких, событий продолжалась до 1981 года. На его долю выпало немало испытаний, которые, впрочем, не сломили его мужество. Подробно о его литературной и боевой судьбе пишет моя младшая сестра Р.Ханинова в своих литературоведческих материалах и исследованиях.
Мало кто сегодня помнит братьев Лиджи и Михаила Хониновых, Нюдлю Бамбушеву, именно как актеров первого поколения, чьи имена значатся в летописи Калмыцкого театра. Они, их сверстники и ровесники, пребывают ныне в лучшем из миров. Но выросли новые поколения, которым бы надо знать недалекое прошлое, помнить о тех, кто забытым быть не может. И я, дитя и наследница театральной семьи, считаю долгом напомнить неравнодушному читателю о них, кто 80 лет назад были первыми, совсем еще молодые, но уже вошедшие, сами того не подозревая, в историю родной республики.

Людмила МОДУНКАЕВА,
ветеран педагогического труда