Опыт языкового планирования Калмыкии - пример для России

21-10-2014, 16:20 | Общество

Сегодня очень много пишут о проблемах калмыцкого языка, его критическом положении. На самом деле в силу объективных, на мой взгляд, причин в сложном положении находится не только калмыцкий язык, таковых много не только в России, но и в целом в мире. Конечно, это не должно служить утешением для нас, поскольку наш уникальный во всех отношениях язык должен быть сохранен.

Вместе с тем, когда пишут о языке, в основном, акцент делают на школе, на преподавании языка, хотя все понимают, что это всего лишь составная часть большой работы, в которой должны участвовать все - родители, руководители, общественность.

Опыт нашего региона осенью прошлого года был заслушан на семинаре в Государственной Думе в числе немногих субъектов нашей страны.

С докладом, который был принят с большим интересом, выступали заместитель Председателя Народного Хурала (Парламента) Хонгор Эльбиков и заместитель министра образования и науки РК Раиса Дякиёва.

На самом деле опыт Калмыкии всегда привлекал внимание соседних регионов, в Элисте проходил международный семинар по обобщению опыта нашей республики. Я думаю, что это вполне закономерно, многое делается, и большое внимание вопросам калмыцкого языка оказывает лично Глава региона Орлов. Что касается вопросов изучения в школе, то я, как учитель с большим стажем работы, знаю, какую огромную работу проводят мои коллеги! - учителя калмыцкого языка и в целом наш лицей.

Сегодня система национально-регионального образования республики представляет собой разветвлённую сеть различных моделей и типов национальных образовательных учреждений. Это и дошкольные образовательные учреждения, где есть национальные группы, и национальные начальные школы, школы с этнокультурным компонентом, функционируют инновационные национальные образовательные учреждения.

Преподавание калмыцкого языка и литературы осуществляется во всех образовательных учреждениях республики. Изучением калмыцкого языка, как государственного, охвачены все учащиеся. Это тоже принципиальное решение в пользу родного языка. С 2001 года введена в итоговую аттестацию сдача экзаменов по предметам региональной компетенции: «калмыцкий язык» и «калмыцкая литература» учащимися 9-х и 11-х выпускных классов общеобразовательных школ республики. Это также решение руководства региона.

В каждом районе созданы и функционируют при школах этнокультурные и поликультурные центры. В республике успешно функционируют 14 опорных школ по развитию национально-региональной системы образования, по внедрению передового педагогического опыта. Из числа лучших педагогов создана Ассоциация учителей калмыцкого языка. Национальная система образования включает в себя не только преподавание учебных дисциплин «Калмыцкий язык» и «Калмыцкая литература».

В целях удовлетворения этнокультурных и этнообразовательных запросов учащихся в учебно-воспитательный процесс вводятся элективные курсы, факультативы и кружки этнокультурной направленности, изучаются языки, традиции и обычаи народов, проживающих в республике.

В этой связи разрабатываются и издаются учебники и учебно-методические пособия по предметам региональной компетенции, а также пособия, содержащие краеведческие материалы для использования в качестве регионального компонента в преподавании федеральных предметов. В условиях модернизации российского образования необходимо обновление содержания образования и требуются учебники нового поколения, в том числе электронные учебники. Авторские коллективы из числа ученых и учителей в последние годы активно над этим работают.

В 2013 году во всех муниципальных образованиях успешно проведены республиканская акция «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье» и движение «Поддержи родной язык». Наш лицей со всеми городскими школами тоже участвовал в этих конкурсах. Но нам нужна поддержка родителей, представителей старшего поколения.

Елена Манджиева,
доверенное лицо Президента Российской Федерации, Заслуженный учитель РК, победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель РФ-2010», лауреат Всероссийского мастер-класса учителей родного языка, включая русский.