Солнечный "зайчик" в темной гостиной

01-12-2014, 16:56 | Культура

Русский театр драмы и комедии Республики Калмыкия открыл 23-й сезон спектаклем "Случай в темной комнате" по остроумной и яркой пьесе британского драматурга Питера Шеффера "Темная история".
Уже само название звучит интригующе и с самого начала актеры, задействованные
в спектакле держали зрителей в напряжении. Темных делишек в темной
комнате {свет погас, оказывается, перебои с электричеством бывают даже
в Англии, подарившей миру промышленную революцию) предостаточно.
Сюжет "истории" довольно-таки незамысловат. Бедный, но подающий большие
надежды скульптор Бриндсли Миллер, симпатичный и неглупый молодой человек,
однажды решается на смелый, даже авантюрный шаг...Он одним махом хочет
решить личные и финансовые проблемы. Задумано - сделано.
Для этого Бриндсли приглашает к себе домой известного миллионера и
коллекционера Шульца и, чтобы произвести впечатление для солидности,
он перетащил в свою квартиру антикварную мебель своего чудаковатого
соседа, пока тот долго отсутствовал. В свои планы он посвятил и свою новую
пассию, симпатичную и предприимчивую Кэрол (Зоя Глуходедова), на которой
он вроде бы решил жениться, долгое время у него была другая возлюбленная
Клея (Ирина Бабаян), с которой они разошлись. Скульптору казалось,
что он забыл Клею. Но всё оказалось не так...
Мебель расставлена, произведения скульптора выставлены, осталось дождаться
прихода богатого филантропа и впереди ждет их удачная сделка и все
дела пойдут на поправку и... счастье вот оно - буквально в трех шагах.
И вот в самый ответственный момент гаснет свет. В этот момент хриплый
голос извещает о появлении нет, не Шульца, а отца Кэрол - полковника Меллкета
(Виктор Хаптаханов), импозантного пожилого человека, у которого нет-нет да и
проскальзывают солдафонские замашки. Он пришел познакомиться с женихом
дочери, с нашим незадачливым героем Бриндсли.
Вообще, в спектакле, по ходу, в темную комнату неожиданно приходят
все, кроме Шульца. Неожиданно возвращается чудаковатый сосед с отпуска,
приходит странноватая соседка мисс Фернивалл - старая дева, чопорная
любительница выпить. Бывшая невеста Бриндсли - Клея вдруг решает
вернуться к своему возлюбленному. Таким образом, обесточенная гостиная
скульптора набивается непрошенными гостями. А ждали, собственно,
одного Шульца...
Итак, в беспросветной темноте сосед, полковник, скульптор, Кэрол, соседка
мисс Фернивалл (Татьяна Михеева) пытаются разобраться. Между делом,
Кэрол подливает в темноте комуто коньяк, кому-то водку, кому-то лимонный
сок. Страсти потихоньку накаляются, все персонажи в темной комнате
шумно требуют электромонтера из электрической компании (не правда
ли, знакомая ситуация, приходилось как-то в темноте звонить на Элистинскую
подстанцию и спорить с дежурной, сонный голос которой ничего хорошего
не предвещал).
В это время, вспотевший от страха разоблачения, скульптор Бриндсли
шустро ползает на четвереньках и нащупывает антикварную мебель соседа
и, балансируя чудом в темноте, понемногу оттаскивает их на территорию законного
владельца. Тут курьезов предостаточно, неожиданно встав со стула,
полковник Меллкет плюхается в кресло-качалку, которую Бриндсли
принес за секунду до этого. Ведь любой человек в своей комнате ориентируется
лучше, чем другие. Даже в темноте.
Еще одним героем прибавляется на сцене. Это пришел долгожданный электрик
Шварц, которого присутствующие приняли за миллионера Шульца.
Монтер неожиданно оказался не в меру словоохотлив и обаятелен. К тому
же, довольно эрудирован. Сказывалось первое университетское образование
философа. Эстетствующий философ-электрик своими глубокомысленными
рассуждениями ввел в некоторое заблуждение бедного скульптора. Электрика
играл большой мастер Юрий Ильянов. В свойственной ему манере, ироничной и
умной "электрик" блистал в "темноте" (зрители с полутемного зала видят освещенную
сцену). Разобидевшись на компанию, электромонтер ушел в подвал чинить проводку
или пробки, раздраженный артист на секунду напомнил пугачевского Кензе
Арсланова. Темперамент его никогда не скрыть...
Афера с перестановкой мебели вскрывается, обиженный сосед, по сути
добрый и чудаковатый человек, но с хитринкой, со скандалом требует вернуть
антикварные стулья и прочее. Его замечательно сыграл актер Владимир
Маркин. Он сумел передать все нюансы души одинокого человека, странноватого,
как мы уже сказали, чудаковатого и со своими, если выразиться, не по-аглицки,
тараканами в голове. И это голосом, мимикой и жестами, похоже, особо не
напрягаясь, передал Маркин.
Полковник Меллкет любит свою дочь и рьяно защищает ее в темноте от невидимых
врагов. Один из "врагов" - появившаяся неожиданно Клея - бывшая подруга нашего
главного героя. Клея хорошо ориентируется в темной гостиной скульптора, ей не раз
приходилось здесь бывать. Поэтому у нее есть некоторое преимущество. Под видом
уборщицы, она заняла место в гостиной.
С первых минут ее появления Бриндсли узнает ее голос и у него невольно
вырываются радостные нотки: "Клея, это ты?". Словно не веря себе, он обращается в
темноту. И в темноте лукаво улыбается таинственная Клея. Её играет молодая
актриса Ирина Бабаян, выпускница Краснодарского государственного
университета культуры и искусства, которая приехала в Элисту по приглашению
Владислава Константинова, главного режиссера Республиканского театра.
У Клеи и Кэрол разворачивается невидимое соперничество и здесь незадачливый
скульптор вынужден лавировать между двумя девушками, но, все же, ему больше
нравится Клея, и в темноте, скользя между мебелью, полковником и внезапно
ополчившимся на него соседом, он успевает обнять свою бывшую, а может и
настоящую любовь. Но замысел пьесы не в любви и не в разрешении любовного
треугольника.
Сэр Питер Шеффер хотел передать другую атмосферу: не случайно ведь погас свет,
где в темноте, персонажи врут, изворачиваются и обманывают друг друга и при этом
можно не стыдиться. Ведь не видно.
И вдруг на сцене появляется еще одно действующее лицо: хриплый и привыкший
повелевать голос, несомненно, принадлежит какой-то важной персоне. Конечно,
зрители догадались: это был миллионер и филантроп Шульц (Александр Щеглов).
Он в темноте громко выразил свое возмущение скульптору и, спустя некоторое
время, ушел. Тирада надменного богача была великолепна. Даже в такой короткий
выход актер показал, что он маэстро.
Шульц ушел, и все надежды Бриндсли Миллера рухнули вместе с исчезновением
долгожданного гостя.
Прекрасно сыграл полковника Меллкета Виктор Хаптаханов, ему удалось передать
все ухватки старого служаки, в то же время любящего отца. Соседку мисс Фернивалл
болтливую, растерянную очень хорошо сыграла актриса театра Татьяна Михеева. И
запоминается в ее исполнении монолог в конце действия, полный искренности. Здесь,
конечно, говорил сам драматург. Должен же кто-то правду сказать.
Больше всех на сцене трудился актер Санал Церенов. Он справился со своей задачей
на все 220, бррр, вольт-процентов. Скульптор-неудачник, впрягшийся в авантюру с
мебелью, приглашением миллионера, перессорившийся с соседом, отвергнутый
мнимой невестой, потевший на сцене, ползаяпод ногами героев в темной комнате.
Потерявший Кэрол, нашедший Клею? Потерявший одну и нашедший другую.
Он нам чем-то близок этот парень. Ведь многие в реальной жизни так и ведут
себя. Мы как-то все ловчим, хитрим {правда-правда) и иногда нам удается
чего-то добиться. И Бриндсли тоже хотел что-то выгадать в этом приключении. И
свет погас: появилась возможность замести следы. Но ведь свет зажжется, и будет
немая сцена, как в "Ревизоре". В этом смысле все классики одинаково видят финал.
Так я подумал. Но нет, из монтера Шварца не получилось бога, хотя он шутил, что
подобно богу даст свет. Он щелкнул выключателем, а комната осталась темной...
Занавес.
Но и без света было ясно: всё как-то стало на свои места. Сказано было героями
слишком много, плутовства было с избытком. И без света напряжения
было в 220 вольт, и оно высветило все извивы человеческой души.
Неплохо смотрелась молодая актриса Зоя Глуходедова в роли Кэрол. Она была
предприимчива и расчетлива и, когда их задумка с Миллером провалилась, Кэрол в
финале не очень-то и огорчилась. Зачем ей неудачникскульптор?
Удачен был дебют Ирины Бабаян, сыгравшей Клею. Хрупкая, стройная и красивая
актриса, несомненно, талантлива. И героиня её, неожиданно вернувшаяся к
Бриндсли, вызывает симпатию у зрителей. Такое возвращение приятно и в жизни.
С возвращением, да нет, с приездом, Клея-Ирина, в Калмыкию. Нам не хватало
вас.
P.S.
Оригинальным было исполнение в финале песен, причем "живьем", солировала
Ирина Бабаян, которая пела и танцевала на сцене. У нее это получалось просто и без
напряжения.
Санджи БУТАЕВ