«Эврǝ цусн» - это генная память

03-12-2014, 16:29 | Культура

Презентацию этого короткометражного фильма можно смело назвать событием года. В ряду событий уходящего года, которые в разной мере и в разных проявлениях помогали нам двигаться вперед, находить свое место во времени и пространстве, вновь и вновь возникала тема возвращения к истокам. Ярким проявлением этого брожения умов и стал фильм Татьяны Миловановой и Баатра Батутемирова "Эврǝ цусн" ("Своя кровь"). Фильм был представлен зрителям 22 ноября в кинотеатре "Родина".
Фильм воссоздает атмосферу ставки нойона. Мы видим калмыцкую семью, которая в своих ежедневных трудах растит детей, заботится о подданных, присматривает за табунами и стадами. Но мирную жизнь степняков нарушают набеги врагов. Забота о детях, о продолжении рода заставляет нойона отправить детей из родного стойбища. Так через жизнь одного рода, через семью нойона передана атмосфера того времени, когда калмыки уже нашли приют в степях России. И этот момент тонко передает то, что няня, которая вышивает, выводит на ткани не калмыцкий зег, а васильки. Незаметными штрихами авторы картины показывают процесс взаимовлияния культур, как следствие добрососедства народов. Очень органичны нойон и нойонша в исполнении Вадима Габунова и Айсы Доржиновой. Замечательны дети в этом фильме, которых сыграли юные участницы детского театра мод "Ойратская принцесса". Очень трогательна Николь, с тревогой и надеждой смотревшая на нас с экрана. Очень убедительным в роли главного стражника оказался Сергей Бадендаев. Также запомнился и герой Александра Дурдаева.
Примечательно, что съемки фильма проходили в поселке Ергенинский, жители которого оказали большую помощь в съемках фильма. В сценах битвы с врагом сумели показать удаль воинов-наездников Найнта Годжуров, Баатр Энчеев и заслуженный артист РК Николай Болдырев.
В фильме присутствует все, что присуще настоящему кино. В нем все органично, начиная с авторской идеи, сценария, подбора актеров, заканчивая съемками и музыкальной канвой ленты. Исторически и этнографически выверены костюмы, убранство кибитки, доспехи и т. д. Съемки, которые охватывают разное время года, были достаточно сложными и были выполнены на хорошем профессиональном уровне.
Имена и фамилии, которые я называла, никому неизвестны. Это не артисты, а просто калмыки, люди, интересующиеся историей и обычные патриоты. В этом еще одна примечательная черта фильма. Ведь до этого момента калмыков играли, как ни странно, казахи, буряты, якуты и другие азиаты.
Создатели и участники фильма исколесили всю республику, пока не нашли идеального места для съемок. И трудности, которые не обошли стороной энтузиастов, лишь сплотили этот небольшой коллектив.
Доброго пути фильму и творческому тандему пожелал заместитель министра культуры и туризма, кандидат культурологии Николай Санджиев. Он отметил, что эта лента станет толчком к созданию калмыцких фильмов и калмыцкого кинематографа. Блестящий дебют Т. Миловановой и Б. Батутемирова отметил и член Общественной палаты РК Иван Басангов, особо подчеркнув, что современный формат "сжато и конкретно" прекрасно передал дух времени и предков. Главный редактор газеты "Хальмг унн" Менке Конеев отметил опыт обращения к истории. О значении фильма для подрастающего поколения говорил глава поселка Ергенинский Баатр Саджаев.
В фильме использован музыкальный и песенный материал, редко звучащий, но так точно передающий тот исконный уклад жизни. Особо трогает сердце протяжная песня в исполнении Нимгира Манджиева. Время и движение истории постепенно уводили ойратов, а потом и калмыков от привычного уклада жизни. Исподволь проходило забвение обрядов, терминов, обозначающих атрибуты той повседневной жизни степняка. Нынешние калмыки, оказавшиеся оторванными от азиатской родины и выросшие в европейской цивилизации, задаются вопросом: кто мы, откуда мы вышли?
Вечный философский вопрос, таким образом, не обходит и нас, современно мыслящих, получивших светское образование и постепенно отчуждающихся от корней, от обычаев и обрядов наших предков.
Как колокольчик, соединяющий века, звучит чистый и звонкий голос: "Аава". С надеждой и верой, что аава все может и с ним ничего не страшно. Этот полный доверия и нежности зов "Аава!" звучит в прологе и эпилоге фильма. Примечательно, что он воспринимается как зов к предводителям семьи, рода. А еще он звучит, как напоминание о важной роли старшего поколения в сохранении духовности, в сохранении жизни вообще. Таким нам представляется этот фильм, созданный подлинными энтузиастами Татьяной Миловановой и Баатром Батутемировым. Таков реальный вклад этих двух талантливых людей в возрождение нашей духовности. И мы высоко оцениваем творческую удачу наших друзей.
Галина ХЕЙЧИЕВА