Виктор Терехов: "Прошлое и будущее живут во мне"

23-12-2014, 16:57 | Культура

В Национальном музее имени Пальмова открылась персональная выставка известного калмыцкого художника Виктора Терехова. В экспозиции представлены 52 картины, которые характеризуют разные периоды творчества художника.
Виктор Петрович Терехов окончил Краснодарское художественное училище в 1974 году, после чего приехал жить и работать в Калмыкию. Вот уже 40 лет он живет и творит в нашем степном крае.
Накануне открытия выставки заслуженный художник Республики Калмыкия Виктор Терехов стал гостем нашей редакции.
- Виктор Петрович, вы родились в Ставропольском крае, но прожили большую часть своей жизни здесь, в Калмыкии.
- Когда я приехал в Калмыкию, я первые 15 лет не выезжал в степь. Я как-то побаивался и думал, как же писать эту широкую степь. Но однажды знакомый попросил меня написать вид Бургусты, но почему-то он сказал: "Сделай, пожалуйста, картину посветлей". Я сделал, как он сказал. Потом присмотрелся к своей работе, оказалось, что это что-то другое, чем то, что я всегда писал. Только одно световое изменение внесло в картину совершенно другие краски и производило иное впечатление. И меня словно прорвало, я стал безостановочно писать степь, Маныч и другие места республики. Можно сказать, объездил всю степь. И в каждом новом месте буквально "заболевал" увиденным и писал-писал пока очарование того места постепенно не от-
пускало меня. Сколько красивых и неповторимых мест в нашей степи!
- Я слышала, что среди ваших работ особенно выделяются те, что вы нарисовали в непростой период нашей страны - во время перестройки...
- Не могу не согласиться. Перестройка на самом деле была похожа на взрыв! Как эпоха Возрождения! Все стали по-другому работать. Позже я сравнивал, побывав на разных художественных выставках, что все стали писать по-другому. Язык картин изменился. И те, кто не смог перестроиться, остались невостребованными. В годы перестройки неожиданно вырос спрос на живопись, на картины в целом. Теперь же наблюдается спад интереса к изобразительному искусству. Но перестраиваться, чтобы не отставать от новых культурных веяний, все равно очень трудно.
- Виктор Петрович, вероятно, поэтому вы назвали свои альбомы, выставленные в интернете: "Моя живопись прошлого века" и "Моя живопись XXI века"...
- Конечно, (смеется). В этих названиях, несомненно, проскальзывает толика юмора. Но все-таки, многое поменялось, подверглось метаморфозам восприятие мира и мы уже 14 лет живем в другом веке.
- Тогда, следуя вашим словам, на выставке нас ждут исключительно работы, посвященные новому времени?
- Нет, не только. Выставка покажет и те работы, которые характеризуют меня тогдашнего. И в тоже время они хранят в себе то, что исчезло в небытие. Это старый рынок, кольцо на первом микрорайоне, вид сверху мотодрома и плавательного бассейна, а также многое другое, позабытое, но такое прекрасное.
Из современных работ я бы отметил боулинг-центр зимой и кинотеатр "Родина", который я увидел как необыкновенно красивое сочетание розового на белом снегу. Намеревался создать серию городских картин, но не срослось. Мне дико не нравилось то, что получалось. Каждая картина сквозила стойким ощущением отчужденности, бездушия. Вот степь - другое дело. Сколько в степи ложбинок, где растут такие прекрасные цветы, а какое разнотравье. Когда я хочу показать всю красоту степного простора, я специально намечаю линию горизонта ниже обычного и пишу небо до тех пор, пока не найду свое состояние души.
Художники месяцами ищут, как
выстроить композицию картины. Ведь сначала возникает замысел, потом создается схематичная композиция и лишь затем начинается долгая и кропотливая работа. А иногда, как и у всех представителей твор-
вверху орел, которого и не сразу увидишь, а внизу, словно через века, скачут кони. Конечно, это содержательная композиция, полная смысла и символов. Например, орел, что характеризует свободу, свободу духа,
ность свою мечту. Вы профессионал своего дела, вас уважают, а ваши работы вдохновляют других. Каким же видите свое будущее?
- В последние годы я близко общался с Рокчинским. И он сказал
ческих профессий, художники долго не могут найти вдохновение (смеется). Но, к счастью, такое случается крайне редко. Откуда оно приходит - тоже загадка.
- Я знаю, что как и многих художников, вас также привлекала тема духовности в живописи...
- Не буду спорить. Я давно хотел написать гору Богдо, но все никак не мог приступить. И тут вдруг я получил задание создать картину на тему "Просветление". Неожиданно, но у меня все сложилось. Гора Богдо и Просветление. Святая гора для калмыков привела меня к мысли, что на родной земле можно достичь просветления , только надо трудиться... Лишь после долгих творческих мучений родилось такое понимание. И это, наверное, будет моей главной работой. Хотя везде печатают мою "Степную сюиту". Та самая, где
свободу мысли. Конь, что характеризует постоянное движение вперед. Вся композиция пропитана духом народа, его традициями и верой в будущее. Порой мне кажется, что я слышу какую-то музыку, вглядываясь в готовую картину, погружаюсь в нее и возможно, поэтому, я решил назвать ее "Степная сюита".
- Наблюдая ваш долгий творческий путь, можно с уверенностью сказать, что вы один из тех редких людей, что смогли воплотить в реаль-
мне интересную мысль: " Виктор, вот я только что-то начал понимать и достиг чего-то, а жизнь прошла. Художнику одной жизни мало". И в самом деле, всю жизнь познаешь, как надо делать. Делать одно, но надо, чтобы и мысли какие-то там все же были. Но, в первую очередь, надо заболеть этим делом. И было бы лучше, если бы художнику подарили еще одну жизнь.
Галина ХЕЙЧИЕВА
Справка "Хальмг унн":
Виктор Петрович Терехов родился в 1949 году в с. Высоцкое Ставропольского края. В 1974 году окончил Краснодарское художественное училище.
Участник международных, Всесоюзных, Всероссийских, зональных и республиканских выставок. Произведения художника находятся в Национальном музее республики и в частных коллекциях России, СНГ, США, Франции, Германии, Монголии и Таиланда.