Долгая дорога в Зюнгар
Зюнгар. В эти весенние дни степь здесь, как и всюду, просыпается после зимней спячки и расцветает на глазах. Только вчера серыми «боками» угнетали взор овражки и промоины, а сегодня уже покрылись изумрудным ковром. Скоро степь украсят подснежники и тюльпаны, наполняя воздух необыкновенным ароматом. Целый месяц я дышал воздухом этих мест в такие же весенние дни ровно 27 лет назад, будучи студентом на сакмане. А недавно побывал здесь вновь. Такая же необъятная степь, только поселок стал ещё меньше.
Зюнгар - один из четырех населенных пунктов Чилгирского СМО Яшкульского района. Кроме него, сюда входят собственно Чилгир, а также Шарва и Ниицян. Зюнгар - второй по численности населения, здесь прописано 84 жителя, но фактически проживает, наверное, только половина, остальные сельчане, в основном, на заработках. Помню, в 1992 году здесь было несколько десятков домов, начальная школа, ФАП, баня, куда нас возили каждую неделю. Было многолюдно. Сейчас здесь около 20 дворов. Живут семьи Носоновых, Бюрчиевых, Кокушевых, Бораевых, Замбаевых, Боктаевых, Исиновых, Штепиных и других.
Зюнгар находится в 32-х километрах (по просёлочным дорогам) от п.Яшкуль и в 15 километрах от п. Чилгир. Как свидетельствуют исторические данные, поселение в начале XX века находилось в урочище Чапчачи, возле хурула. Буддийский храм рода Зюнгар Ики-Цохуровского улуса являлся одним из самых почитаемых в калмыцкой степи. В 1930-х годах, в период воинствующего атеизма, он был разрушен.
В 1942 году здесь шли тяжелые бои. Фашисты выгнали всех жителей из их домов, им пришлось уйти в Чилгир. Восстановить посёлок после освобождения не успели. В 1943 году калмыков депортировали. После возвращения из ссылки посёлок был отстроен в урочище Нюкюн (калм. нўкн - яма; скважина; нора; логово; берлога), где размещалась ферма № 2 совхоза «Лиманный». И уже позже, после Сибири, где-то в 70-х он стал именоваться п. Зюнгар, по названию одного из калмыцких родов.
В наш приезд на двух широких улицах селения, им. Ленина и Улан Туг, было пустынно, только огромный волкодав встретил ленивым лаем, но он оказался миролюбивым и сопровождал нас всюду. В качестве гида выступила активистка поселка, заслуженный педагог Ирина Борисовна Бюрчиева. В 1960-х годах приехала она в Зюнгар из Чилгира молоденькой учительницей, вышла замуж и живет здесь почти полвека.
Среди почетных жителей Зюнгар - убеленные сединой ветераны Л.И. Кекеева и К. Л. Манджиева (Бороджаева). Мы побывали в гостях у старожила поселка Э.Н. Носонова, ему пошел восьмой десяток. Он родился в Ишимском районе Тюменской области, но с 9 лет вся его жизнь связана с родным поселком. Эрдни Нармаевич с молодости трудился механизатором, потом более 30 лет - на автоводовозе, на ферме №2 (нынешний Зюнгар) совхоза «Лиманный», позже переименованный в Чилгир. Нелегкий это труд, особенно летом, когда рабочий день начинался с 4-х утра. За свой самоотверженный труд Э.М. Носонов награжден орденами «Знак Почета» и Трудовой Славы III степени, юбилейными медалями, знаком «Ударник коммунистического труда». Несмотря на многие лета, он бодр и энергичен, с супругой Марфой Павловной ухаживают за большим личным подворьем, помогают детям и внукам. На следующий год чета Носоновых отметит золотую свадьбу. Мы желаем им крепкого здоровья и достойно встретить эту дату.
К слову, Зюнгар - малая родина заслуженного работника сельского хозяйства РФ П.П. Менкнасунова (его уже нет с нами), вот и ротонду, которая украшает поселок, построили благодаря ему.
Люди в Зюнгаре в основном держат овец, меньше – коров, с которыми есть молоко, сметана, масло. Как, например, большая семья Кокушевых. Глава семейства Анатолий Шургунович и его супруга Ольга Намсаевна – пенсионеры. С ними живет семья сына Мингияна (в раздельных домах). Двенадцать лет назад он привез невесту Баирту из далекого с. Джалыково Лаганского района. В молодой семье растут четыре замечательные дочери.
Старшая дочь, Алтана, учится в 4 классе, Аня – классом ниже. Кстати, недавно она заняла первое место на олимпиаде по калмыцкому языку в Яшкульском районе. Дети учатся в п. Яшкуль, живут у тети, приезжают в Зюнгар на выходные и каникулы. Младшим, близняшкам Алине и Элине, только 1,5 года. В доме тепло и уютно. «Когда в 2017 году провели газ, долго не могли в это поверить. Просто фантастика, не надо топить печь, а потом чистить ее, выносить золу», - поделилась Баирта Кокушева.
Мингиян трудился на поливном участке, потом - водителем в СПК «Чилгир», когда хозяйство стало распадаться, остался без работы. Его супруга, Баирта Юрьевна, работает медсестрой в Яшкульском роддоме, сейчас находится в декретном отпуске. Молодые получили материнский капитал, строят дом в Яшкуле. Кокушевы содержат приличное подсобное хозяйство, этим и живут. С реализацией продукции проблем нет, говорят зюнгарцы, приезжают скупщики. Многие сами сдают мясо в Элисте и Яшкуле.
О себе нам рассказала и Ольга Намсаевна: «Я сама 45 лет назад вышла замуж и приехала жить в Зюнгар из г.Астрахани. Кажется, судьба забросила в такую глубинку, но я не жалею. Края эти благодатные и давно стали мне родными. Мы любим, лелеем свою землю. Она нас кормит, одевает».
Своими переживаниями за судьбу родного поселка с нами поделился Эрдни Нармаевич: «У меня слезы наворачиваются оттого, что с каждым годом хиреет и разваливается наш бывший сельский Дом культуры. Как ветеран труда, от имени всех односельчан прошу помочь руководство района, республики отремонтировать его. Тогда будет место, где мы, а особенно молодежь, сможем собираться вместе, проводить мероприятия, собрания, а сейчас негде».
Еще одна больная тема зюнгарцев - нет надежного сообщения с центральной усадьбой: до Чилгира - степная дорога, часто в дождь, метель по нескольку дней дорога становится непреодолимой. А ведь в поселке нет ни ФАПа, ни магазина. Об этом говорили и стар и млад. Видимо, наболело.
«Хорошо бы, если в рамках празднования 100-летия автономии Калмыкии нам помогли. Много раз ведь обещали. Мы готовы принять участие в строительстве щебеночной дороги, в том числе и в софинансировании», - говорят Э. Носонов, М. Кокушев и другие сельчане.
Тем временем сельскую тишину вдруг нарушило громкое блеянье овец и ягнят: селяне, едва выглянуло солнце, выгнали в степь сакманы. «Расплодная кампания в Зюнгаре только началась. В нашем же ЛПХ сакман завершился раньше, чем у всех. Ягнята крепкие и жизнестойкие», - рассказали Кокушевы…
Два года назад жизнь в Зюнгаре наполнилось новым смыслом и надеждой – в поселок пришло голубое топливо. Молодых семей стало больше, на земле предков живут, трудятся, растят детей Алексей и Цагана Бороджаевы, Баир и Светлана Боктаевы и многие другие. Их сыновья и дочери уже успели полюбить навеки родной Зюнгар.
Баатр АМТЕЕВ
Фото автора