Пусть вера возродится в наших душах

09-04-2019, 09:41 | Духовность

Возвращение святынь Бага-Тугтуновского хурула стало большим событием в духовной жизни республики. Это знаменательное событие помогает вспомнить многие этапы возрождения духовности в республике. В связи со строительством ступ и хурулов возникла необходимость пополнения религиозных центров духовными святынями. И то, что возвращается давно утерянное, наполняет нашу суетную жизнь, дает силы, чтобы укрепить те духовные нити, которые незримо соединяли поколения калмыков.
Сегодня заниматься восстановлением утерянного очень непросто! Сказывается то, что во времена тотального безбожия мы разрушили духовные основы. Поэтому и приходится буквально по крохам собирать не только хурульные принадлежности, но и в душах наших снова взращивать то, что было скрепляющей основой жизни. К сожалению, духовные злаки прорастают медленно. И пока приходится довольствоваться построением зданий хурулов и их внутренним антуражем. Но и здесь не все просто. Ведь то, что до конца не было уничтожено в 30-е годы прошлого столетия, было спрятано в земле или вывезено за пределы Калмыкии.
Именно для этого 24 марта делегация представителей Больше-Дербетовского улуса выезжала в Астраханскую область. Оказалось, что там сохранились некоторые ценности Бага-Тугтунского хурула.
Но как принадлежности этого хурула оказались в Астраханской области? Если кратко, то история такова. Когда рушили здание хурула, одной женщине удалось спрятать статуэтки Ноган Дярк и Бурхн Багш в складках одежды. В годы депортации она их постоянно хранила при себе. Но однажды, начав переходить едва покрывшуюся льдом реку, провалилась. Схватившись за кромку льда и чувствуя, как леденеет ее тело, она, собрав последние силы, выбросила на берег хранившиеся при ней статуэтки и отчаянно закричала: «Энтн Хальмгин Бага Тугтна хурла юмн. Арh учрхла, эднд илгічктн. Би болхла хіржінів!» С этими словами она тихо ушла… под воду. Подбежавшие в это время сибиряки, естественно, ничего не понимали из этого крика. Лишь находившаяся среди них бурятка все поняла. Молча, подняла с холодной земли еще не успевшие остыть от человеческого тепла статуэтки и унесла их домой.
К большому сожалению, их имена выяснить не удалось. Через много лет, когда калмыки вернулись из депортации, она чисто по наитию приехала в село Восточное Икрянинского района Астраханской области и пришла в дом Цаhан Эрдниевой. Сразу обратив внимание на алтарь, горящую лампадку и четки в руках хозяйки, она поняла, что пришла туда, куда и требовалось. Внук Цаhан Эрдниевой, Коля, с детства, находясь рядом с бабушкой, проникся ее молитвами и познал основы буддизма. Уже к 12 годам он имел свой алтарь. Понимая, что внук начинает серьезно увлекаться буддизмом, бабушка перед уходом взяла с него слово, что он обязательно передаст эти статуэтки представителям Бага-Тугтунского хурула.
После смерти бабушки Коля с друзьями построил молельный дом. Все друзья, родственники и знакомые несли в этот дом танки, статуэтки и другие необходимые принадлежности. Об этом стало известно журналисту Геннадию Корнееву, и он приехал в это село с телегруппой для подготовки материала. В ходе беседы выяснилось, какие у него хранятся реликвии и что Николай готов их передать настоящим хозяевам. Для поездки в Астраханскую область за короткий срок была сформирована представительная делегация. В их состав вошли: внук последнего гелюнга Бага- Тугтунского хурула, Владимир Бадминов, организатор поездки Геннадий Корнеев, администратор Центрального хурула Йонтен-гелюнг и другие. А возглавил нашу делегацию председатель Больше - Дербетовского землячества Валерий Саранов. Приняли нас тепло, как родных, с которыми давно не виделись. Как полагается в таких обстоятельствах, Йонтен-гелюнг прочитал молитву «Иткл» («Прибежище»). Затем началась церемония передачи реликвий. По лицу Николая Эрдниева было заметно, с каким удовольствием он выполняет последнюю просьбу своей Цаhан ээжи. И все видели, с каким трепетом внук Шарапа багши, Владимир Бадминов, принимает старинные реликвии. «Аавин цаhан седклиг эдн одачн бийдін хадhлж йовна,- гиж гелнгин ач тер саамд ухалв. («Они как бы сохранили частичку светлой души моего деда», - сказал внук Шарапа багши). В этой истории самым примечательным является то, что трое совершенно не знавших друг друга женщин, не щадя даже жизни своей, сохраняли и передавали духовные ценности наших дедов и прадедов, чтобы их Вера вновь возродилась в наших душах. И не есть ли это, что мы просто исполняем волю Всевышнего!

Анатолий ДЖАВИНОВ,
журналист
На снимке: момент передачи духовных святынь.
Николай Эрдниев и Владимир Бадминов.