Мисселинг: Банк России накажет за «неправильные продажи»

27-04-2019, 12:22 | Общество

Представьте себе ситуацию: вы приходите в банк – открыть вклад. Красноречивый консультант рассказывает вам о некоем супервыгодном предложении, утверждая, что это тот же вклад, но намного выгоднее. Заинтересовавшись, вы подписываете договор, а по прошествии определенного времени решаете выяснить доходность или же принимаете решение закрыть все счета и забрать деньги. Но тут вас ожидает неприятный сюрприз: прибыльность супервыгодного «вклада»не такая, как вы рассчитывали, а при расторжении договора вы и вовсе получаете меньше, чем внесли. Эта ситуация – яркий пример мисселинга. Что это такое и как с ним бороться, расскажет управляющий Отделением – Национальным банком по Республике Калмыкия Южного ГУ Банка России Юрий ТИМОШЕНКО.
- Юрий Владимирович, поясните, пожалуйста, что это за понятие – мисселинг?
- Это означает продажу одних товаров и услуг под видом других путем неполного или недостоверного информирования потребителя об их важных особенностях. Продукт или услуга, которые вам пытаются продать под видом чего-то другого, сами по себе могут быть вполне достойными. Но если вас намеренно вводят в заблуждение – это и есть мисселинг.
- Где чаще всего можно столкнуться с этим явлением?
- В любой финансовой организации. Но чаще всего – в банках. Подчас консультанты, имея мотивацию выполнить план продаж, недоговаривают или даже намеренно искажают сведения об услугах, не раскрывая всех рисков и особенностей их использования. Нередко стремятся навязать небанковские сервисы: например, инвестиционное страхование жизни под видом «вкладов с повышенной доходностью». В подобных случаях кредитные организации выступают как страховые агенты, получая за продажу комиссионные вознаграждения. А граждане обнаруживают подмену только тогда, когда хотят досрочно вернуть размещенные сбережения.
- Можно ли защититься от мисселинга, а если не удалось, как доказать, что стал его жертвой?
- В качестве подтверждения своих доводов можно представить аудио- или видеозапись переговоров с сотрудниками компании-продавца. Как правило, если вы начнете снимать или записывать на диктофон разговор с консультантом, его пыл сразу улетучивается. Вообще, в основе проблемы мисселинга, как и многих других проблем потребителей финансовых услуг, лежит невнимательность к деталям, нежелание изучать предлагаемые к подписанию документы, готовность «верить на слово» сотрудникам банков. Но здесь лучше проявить бдительность: не торопиться подписывать бумаги, внимательно прочитать договор – можно даже взять его домой и изучить в спокойной обстановке. Не стесняться задавать уточняющие вопросы и требовать четких и подробных ответов до тех пор, пока все не станет понятно. Обязательно выясните, с кем вы заключаете договор: с банком или другой организацией, попадают ли вложенные вами средства под государственную систему страхования вкладов, гарантирована ли доходность по инвестициям и в каком размере. Необходимо уточнить срок действия договора, а также поинтересоваться, что будет, если вы захотите расторгнуть его раньше срока, узнать размер суммы к возврату.
- Является ли мисселинг нарушением закона? Как Банк России борется с этой проблемой?
- Мы считаем его недобросовестной практикой. В случае поступления к нам сведений о возможных фактах мисселинга со стороны поднадзорной организации, Служба по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг инициирует проверку преддоговорной стадии отношений компании с клиентами. Если факт подтверждается, Служба может провести надзорную встречу с менеджментом организации и указывает о недопущении таких практик.1 апреля Банк России выпустил специальное указание для финансового рынка, касающееся продажи полисов страхования жизни. Его цель – полное информирование потребителей обо всех особенностях и рисках этого продукта. Все продавцы страхования жизни, включая посредников, обязаны сообщать, что инвестиционное страхование жизни – это не депозит, и инвестиции в него не будут защищены государством. Доход по ИСЖ спрогнозировать нельзя, а при досрочном расторжении можно получить меньше средств, чем было внесено. Кроме того, подлежат раскрытию сведения о том, какая часть средств клиента будет проинвестирована, а какая - пойдет на премию агенту.
- В каком виде эта информация должна доводиться до потребителя?
- При заключении договора – в письменном виде. Клиент должен поставить в договоре свою подпись, подтверждая, что он понял все характеристики, риски покупаемого продукта и со всеми условиями согласен. Если документ электронный, проставляется отметка в нужном поле.
- Куда следует обратиться гражданину с жалобой на мисселинг?
- Жители Республики Калмыкия могут оставлять свои жалобы на действия банков и страховщиков в интернет-приемной сайта Банка России http://cbr.ru или отправлять почтой по адресу: 358000, г. Элиста, ул. Ю.Нейман, 3, Отделение – Национальный банк по Республике Калмыкия Южного ГУ Банка России.
- Благодарю за беседу.

Очир БЕМБЕЕВ