Сангаджи Тарбаев: «Я всегда возвращался домой»
Он настолько яркая медийная фигура, что не нуждается в представлении, но всё же вспомним некоторые достижения в недалеком прошлом: телеведущий, капитан команды КВН «Сборная РУДН», чемпион Высшей Лиги КВН -2006 г., Кубка КВН -2007, лауреат «Премии Тэффи» в номинации «продюсер», генеральный продюсер «Yellow, Black and White» (2008—2012), продюсер промоутерской компании «Fight Nights Global», генеральный директор компании «My Way Productions», член Общественной палаты Российской Федерации (2014—2017), член Общественной палаты города Москвы, председатель Совета «Всемирной Ассоциации выпускников высших учебных заведений».
Два наших земляка, Бату Хасиков и Сангаджи Тарбаев, - персоны, которые привлекали внимание жителей республики, и не только, в течение ряда лет. В Калмыкии их любили, за них радовались, сопереживали. Они - друзья, ровесники, и московский этап жизни проходили вместе. Собственно, с этого и мы начали нашу беседу.
- Мы с Бату знакомы 10 лет, тогда он достиг апогея спортивной карьеры, мой КВН уже отгремел и я к тому времени стал заниматься бизнесом. Пути наши особо тогда не пересекались, хотя друг друга знали и поддерживали. Это был год 400-летия вхождения Калмыкии в состав России.
Figt Nights Global - самая крупная промоутерская компания в России, бренд со своими чемпионскими поясами. Четвертая строчка в мировом рейтинге.
Бату - один из основателей промоушна и его локомотив, благодаря его ярким боям, компания стала быстро развиваться, все крутилось вокруг имени Бату - изначально, а я же занимался организационными моментами.
Компания и сейчас существует, но Бату вышел из проекта, это случилось, когда он закончил спортивную карьеру и стал членом Совета Федерации. Тогда уже его больше привлекала государственная служба, и на этом поприще он надеялся принести пользу людям. Спортивная карьера плавно влилась в новый этап в жизни - служение государству. Звучит пафосно, но точно.
- Вы, два наших земляка, которые добились успехов благодаря своим личным качествам. Мы как-то подзабыли, что болели за вас по телевизору и немало гордились. Но вот вы сошли со сцены на землю - стали рядом с нами. Уже нет такого эффекта «зритель - наш герой». Сейчас вы рядом с людьми, и от вас ожидают реальных, земных дел. Пошла иная точка отсчета. Мой вопрос такой: два таких лидерских характера, как вам удалось сосуществовать?
- У нас обоих характеры непростые, но мы друг друга чувствуем. Мы молоды, иногда эмоции зашкаливают, но находим возможность вернуться назад и найти равнодействующую.
У Бату твердый мужской характер, это можно было и не говорить, иначе не было бы чемпионства, очень последовательный: начать дело и бросить - это не про него. Он вникает в детали, в некотором смысле он - перфекционист, например, в спорте, даже с экипировкой - всё должно быть подогнано, ничего лишнего. Поэтому неслучайно его называли: «Машина».
- Бату Хасиков появился в марте в Калмыкии и рядом увидели Сангаджи Тарбаева, сразу в сетях пошло: «Шоумен сейчас поведет пиар-кампанию».
- В мое первое появление, после резкой смены власти, я старался быть вне поля видимости, не подкреплять этот штамп - шоумен, бизнесмен, промоутер. Считал, что вокруг Хасикова должны быть специалисты иного плана: инженеры, аграрии, финансисты, экономисты. Я всё же больше политтехнолог, моя деятельность не предполагает особой публичности.
- Такого количества VIP-персон перед выборами республика еще не видела, чартеры с членами правительства РФ только успевали садиться в аэропорту. Есть субъекты Федерации, которые ощущают особую поддержку центра, наша республика не была в числе приоритетных, довольствовались тем, что есть. Бывшее руководство «подтягивало пояса», не докучало просьбами Москву.
- Не секрет, прежние руководители немало грешили, когда отзывались о состоянии экономики, и я бы сказал, гротескно показывали достижения.
Ведь всё зависит от глав, от их использования такого рычага, как помощь из центра. Тому немало примеров. Бату же трезво оценил обстановку: курс на оздоровление народного хозяйства без помощи извне ошибочен. Поэтому даже первая его просьба не осталась без внимания. И еще, надо иметь смелость сказать главе государства о проблемах, убедить, какие жизненно важные вопросы надо решить в первую очередь.
Мы свидетели того, как довольно оперативно поступили 350 млн рублей из федерального резервного фонда, и все статьи расходов расписаны. Это не разовая помощь. Сегодня формируется индивидуальная программа развития республики под руководством Дмитрия Николаевича Кобылкина, и здесь республика занимает активные позиции: в программу «загоняются» все наши просьбы и предложения. Да, у нас плохая статистика, но, благодаря трезвой оценке Бату, мы вошли в список десяти регионов с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, которым будет оказана помощь.
- Согласен, республика в тяжелом состоянии, региону нужны серьезные финансовые вливания. Это не тот случай, когда можно рассчитывать на свои силы. Больному нужны более действенные средства: лекарства, капельницы.
- Надо «подчиститься», потом придет оздоровление. Человек и общество чем-то похожи: болезнь требует комплекса мер по спасению, постановке диагноза, лечению.
- Команда Бату. Кто они, эти люди Икс (аналогия с названием сериалов случайна). Иногда его упрекают, что в команде много приезжих, особенно москвичей.
- На мой взгляд, он чётко держит баланс: местные кадры и «приезжие», кстати, последние - в большинстве своем выходцы из республики.
Чуть шире о калмыках в мегаполисах, ведь о них (я больше знаю москвичей) можно часами рассказывать. Так вот, за пределами Калмыкии многие преображаются, они были как бы заблокированы, может, кто-то найдет этому явлению метафизическое или иное объяснение. Там они становятся более уверенными в себе, пассионарны. Я постараюсь вернуться к этому феномену.
Продолжу о команде. Это данность - люди, о которых принято говорить «они сделали себя сами», добились определенных успехов в своих сферах деятельности. Те, кто приехал из Москвы, они пошли на это сознательно, теряя высокую зарплату и иные столичные бонусы. Анджа Тачиев, министр по земельным и имущественным отношениям, Алексей Этеев - министр цифрового развития, крупный специалист в области информационных технологий, Наран Кюкеев - из команды Собянина, оставил престижную и высокооплачиваемую работу. Гиляна Босхомджиева - руководитель Агентства стратегических инициатив, приехала из Астрахани и возглавила аппарат правительства, она же - заместитель Председателя правительства. Бембе Чужаев имеет серьезный опыт работы в Бурятии, Кирилл Попов - грамотный специалист, несколько лет работает с Бату. И, разумеется, юрист Чингис Бериков, известный в московских кругах среди силовиков.
Из приезжих Юрий Зайцев - Председатель правительства РК, Ирина Шварцман - заместитель Председателя, у которых высокая мотивация - они должны показать результат. Если они здесь не покажут себя, то в другом месте будет сложно, поэтому они будут добиваться эффективной работы.
Бадма Башанкаев, один из лучших в стране хирургов, приехал в республику помочь своему народу, он реально это делает, проводит операции, спасает жизни, и у него есть своя программа по дальнейшей работе. Хотя он родился в г.Пятигорске, живет в Москве.
Они все вернулись в Калмыкию, поверили в Бату. Вера в Бату была самым большим бонусом, теперь, после выборов, это давит сильно, так как и ответственность надо делить с ним.
В команду вошли Боова Бадмаев - заместитель Председателя правительства, министром сельского хозяйства назначен Санал Адьяев. Они хорошо известны в республике, пользуются авторитетом. Хасиков прекрасно понимает, что без опоры на местные кадры невозможно нормальное развитие республики.
- Элиста - твой родной город. Что ты чувствуешь, когда сюда приезжаешь?
- Моё ощущение, как у каждого калмыка, - я приехал домой: и когда вышел в аэропорту, или на машине пересек границу возле Малых Дербет и вижу бегущих сайгаков на постаменте. Всё. Я - дома. Если более эмоционально - это место успокоения души, я чувствую себя комфортно, уютно. Каждый дом, улица мне знакомы и с чем-то связаны. В лицах людей вижу друзей, одноклассников, и именно это чувство не позволяет мне относиться к этому городу обычно.
Но иногда на меня смотрят как на приезжего, гостя: «Ты когда уезжаешь?» Даже когда уезжаю, то я знаю, что приеду. Я - внутренне всегда местный.
Кто в Элисте родился и вырос, закалился здесь - тому ничего не страшно, он вырывается и идет вперед. В этом тоже своеобразие моего родного города, который выпускает своих птенцов в большую жизнь подготовленными. Любой город с таким же количеством населения будет уступать Элисте по уровню концентрации сильных, пассионарных личностей. Эти качества могут дремать до поры до времени, но однажды они просыпаются. На этой земле более 400 лет живет мой народ, и многое выдержал, а все стенания о том, что мы исчезнем, беспочвенны.
Наш город не страдал от избытка денег, изобилия, по этой причине у нас высока конкуренция: за место под солнцем надо биться. Если образно, то подобно тому, как древние римляне стояли спина к спине и отбивались мечами. Нам тесно. Поэтому, уезжая в просторы мегаполиса, наши земляки не теряются.
- А этот вопрос не праздный, и он еще личный. Можешь не отвечать. Ты - религиозный человек?
- Я - человек не религиозный. Религии разделяют людей, как и национальности, а вера объединяет. Мне ближе всего буддизм, внутри всё ёкает, и я чувствую своё, родное и близкое. И в моей ментальности многое от буддизма: если случилась какая-то неприятность, появляется тяжесть на душе, я не держу это в себе, а отпускаю. Или, наоборот, в каких-то случаях надо сконцентрироваться, успокоить сознание или Ум, как говорят монахи.
- Сангаджи Тарбаев - звезда КВН. Мы все когда-то гордились тобой, когда ты появлялся на экране и начинал искрометно шутить, мне кажется, в это время замирала Калмыкия. Шли годы, и ты менялся: телевизионный ведущий, бизнесмен, общественный деятель, политтехнолог и т.д.
- Чаще называют «кавээнщик». (Смеется.) Мне это нравится. Если серьезно, то неважно, кто ты и чем ты занимаешься, главное, чтобы была польза другим.
Нас мало, и для меня было принципиальным моментом заявить о себе, калмыках. И при этом чувствовал какую-то незримую поддержку. Признание моих земляков для меня важнее, чем в Москве или где-то еще. Как потом показала жизнь, получить высокую оценку у своих - намного сложнее. В этом странность и превратности нашей жизни. И это непостоянство легко объясняется в буддизме.
- Однажды мой друг сказал, что главный конкурент калмыка - это калмык. Мы амбициозны, неуступчивы и готовы идти до конца. В принципе, ничего плохого в этом нет. Но в жизни бывает так, что иногда надо быть вторым, а не первым. Парадокс, но вторым - никто не хочет быть. Даже тогда, когда это выгодно.
- В горах одни горы выше, другие - ниже. Мы - степняки, и те, кто выстроились на этой бескрайней плоскости, - равны. Таково наше ментальное устройство, и доказать, что ты «равнее» равного - сложно, может, и это воспитывало в наших рядах сильные характеры, которым покорялись огромные пространства. Конечно, вам знакомы строки из эпоса «Джангар» - шумные полчища богатырей пируют, а потом как зашумит многоуглый дворец: неужели сражений для славы нет, сайгаков - и тех для облавы нет.
- Семья. У тебя небольшой семейный стаж. Что означает для тебя семья?
- Моя жена Татьяна - элистинка. Сыну Тимуджину - 5 лет, а Данзану - годик.
- Имена сакральные, я бы сказал. Кто выбирал?
- Моя жена назвала сына Тимуджином, оказали влияние просмотры сериалов «Чингис-хан». Вначале у меня было беспокойство: калмыки опасаются «тяжелых» имен, их нельзя просто так давать. Потом я понял, ведь Тимуджином его нарекли при рождении, а великим полководцем он сам стал. Я нашел такое объяснение, и мое беспокойство прошло: Тимуджином ты можешь родиться и нести это имя достойно всю свою жизнь.
Данзан - это тибетское имя, иначе -Тензин, так назвали при рождении Далай - ламу. И еще я выбирал имя сыну, чтобы оно было связано с народом, и звучание имени длилось не в одном поколении. Чтобы оно было приземленным, нет, точнее - заземленным: молния бьет в заземление и уходит в глубь земли. Так и в именах: дети носят отчество отцов, внуки называют в честь деда их именами... И это напоминание потомкам, откуда мы.
Семья для меня всё - и этим многое сказано. Семья - основа государства, говорили древние монголы.
- И последний вопрос, его никак не миновать, он в повестке дня: «Сангаджи, как ты относишься к тому, что тебя внесли в список членов Совета Федерации от исполнительной власти?»
- Меня предложил внести в данный список Бату Хасиков, и он уже обозначил свою позицию. Я, конечно, это оцениваю как особое доверие с его стороны, все должности чего-то стоят, если ты работаешь на пользу людям. Мне бы хотелось помочь республике, Бату в осуществлении всех его планов по улучшению жизни в Калмыкии. Каков будет итог, узнаем.
Менке КОНЕЕВ